Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/1/01.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:06 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:09:51 2012
Кодировка: koi8-r


Совместная рабочая группа Российского
Союза ректоров и Министерства
образования и науки Российской
Федерации по подготовке нормативных
правовых актов в области образования и
науки



РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросу изменения действующей структуры
руководящих органов высших учебных заведений и
процедуры их формирования

Законопроектами ? 235706-4 и ? 235712-4 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании», внесенными в Государственную Думу
Председателем Комитета по образованию и науке, депутатом Н.И.Булаевым 11
ноября 2005 года, предлагается изменить действующий порядок управления
вузами, построенный на принципах автономности в сочетании с единоначалием
и самоуправлением высших образова-тельных учреждений (п. 6 ст. 2, п. 2 ст.
35 Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 3 Федерального закона
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

I.
Законопроектом ? 235706-4 предлагается установить в высших
образовательных учреждениях должность президента вуза,

который наряду с ректором вуза будет являться единоличным исполнительным
органом управления высшим образовательным учреждением.
Поддерживая в целом идею введения института президентства в вузах, а
также возможность его законодательного закрепления путем внесения
соответствующих изменений и дополнений в действующие законы «Об
образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
считаем необходимым учесть следующее.
Во-первых, до начала рассмотрения в первом чтении законопроекта ?
235706-4, закрепляющего статус президента вуза, следует четко определить
отсутствующую в представленной

редакции компетенцию и ответственность президента в сфере административных,
гражданско-правовых и трудовых отношений, складывающихся как внутри вуза,
так и в его отношениях с государственными органами и третьими лицами.
При этом надлежит разграничить компетенцию и персональную
ответственность президента и компетенцию и персональную ответственность
ректора, определенную действующим законодательством и уставами отдельных
вузов.
При отсутствии четкого разграничения компетенции ректора и президента
создается реальная угроза возникновения двоевластия в вузе, что приведет к
снижению эффективности управления вузом, к биполярности внутри трудового
коллектива, к снижению персональной ответственности руководящих должностных
лиц перед государством за результаты деятельности вуза, к ухудшению, в
конечном итоге, качества образования и другим негативным последствиям.
Во-вторых, необходимо доработать правовой механизм формирования
института президентства в вузах.
Целесообразно прямо записать в законопроекте, что должность
президента вуза может занять только гражданин, который не менее 10 лет
ранее занимал должность ректора данного вуза и обладает высоким авторитетом
в коллективе данного вуза и научно-педагогическом сообществе.
В-третьих, в законопроекте следует предусмотреть, что вопрос о
возможности учреждения должности президента, а также вопросы, касающиеся
процедуры его избрания, в том числе порядка выдвижения кандидатов, должны
инициироваться и решаться исключительно ученым советом вуза в соответствии
с уставом данного вуза.
В-четвертых, соответствующие изменения и дополнения следует внести
также в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», который является специальным применительно к высшим
образовательным учреждениям.


II.

Законопроектом ? 235712-4 предлагается изменить предусмотренный
действующим законодательством об образовании демократический порядок
избрания ректоров вузов тайным голосованием на альтернативной основе
трудовыми коллективами самих вузов с последующим утверждением избранного
ректора федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 12 ФЗ «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании») и установить неприемлемую
для научно-педагогического сообщества процедуру их фактического
административного назначения.

В результате реализации основной идеи данного законопроекта роль
трудового коллектива вуза в выдвижении и избрании ректора вуза существенно
снизится, что прямо противоречит действующему законодательству об
образовании (п. 1 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», и п. 1 ст. 3, п. 1
ст. 12, п. 4 ст. 20 Федерального закона

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Согласно п. 3 законопроекта кандидатура ректора должна «проходить
рассмотрение в Аттестационной комиссии соответствующего федерального органа
исполнительной власти.», «действующей на общественных началах».
Формирование аттестационной комиссии мотивируется в пояснительной
записке к законопроекту необходимостью развития нормы п. 3 ст. 35 Закона РФ
«Об образовании» в которой говорится, что «непосредственное управление
государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной
руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения».

Однако, во-первых, правило п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»
касается аттестации руководителей учреждений среднего специального
образования и подобных учебных заведений (гимназий, колледжей и др.), но
не может применяться в отношении руководителей образовательных учреждений
высшего и послевузовского профессионального образования, порядок избрания
или назначения которых регламентируется специальным Федеральным законом «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Во-вторых, норма п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» посвящена
аттестации непосредственно самих руководителей, а не кандидатов на эту
должность.
Действующее федеральное законодательство о высшем и послевузовском
профессиональном образовании прямо устанавливает специальный порядок
замещения всех должностей научно-педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных высших учебных заведений. В частности,
замещение должностей научно-педагогических работников вуза, за исключением
должностей заведующих кафедрами, деканов и ректоров, производится по
трудовому договору, заключению которого предшествует конкурсный отбор,
причем должности заведующего кафедрой, декана и ректора вуза являются
выборными (ст. 332 Трудового кодекса РФ, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 20 ФЗ «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» содержит положения об аттестации исключительно по отношению к
обучающимся в вузе студентам, аспирантам, докторантам и слушателям (п. 10
ст. 11), а также применительно к самим вузам (п. 5 ст. 10), но не
предусматривает никакой аттестации для профессорско-преподавательского и
руководящего состава вуза.
Термин «аттестация» есть определение уровня знаний и профессиональной
квалификации работников. Применительно к научно-педагогическим, в т.ч.
руководящим, работникам высших образовательных учреждений аттестация
осуществляется Высшей аттестационной комиссией РФ (звание доцента,
профессора), Российской академией наук и другими отраслевыми академиями
(звание члена-корреспондента, академика).
Формирование «аттестационной комиссии федерального органа
исполнительной власти», состоящей исключительно из числа государственных
служащих, а не представителей научно-педагогической общественности, но при
этом действующей «на общественных началах», противоречит нормам п. 13 ст.
17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской
Федерации», которые запрещают государственным служащим заниматься
общественной деятельностью в сфере их непосредственной профессиональной
компетенции.
Введение дополнительного административного фильтра снизит
эффективность кадровой политики и будет иметь последствием бюрократизацию
государственной системы управления вузами.

Следует подчеркнуть, что предлагаемый порядок замещения должности
ректора высшего учебного заведения является серьезным отступлением:
- от фундаментальных принципов независимости и автономии вузов «по
отношению к любой политической и экономической власти», являющихся основой
Болонского процесса, в который Российская Федерация вступила в 2003 году, и
рекомендованных ЮНЕСКО и Советом Европы;

- от основных положений Европейской конвенции о признании
квалификаций, относящихся к высшему образованию (ЕТС ? 165), которую,
«придавая большое значение принципу автономии учебных заведений и сознавая
необходимость утверждения и защиты этого принципа», подписала и
ратифицировала Российская Федерация (Федеральный закон от 14 мая 2000 г. ?
65-ФЗ).



III.

Помимо изложенных замечаний концептуального характера, законопроекты
? 235706-4 и ? 235712-4 требуют серьезной юридико-технической доработки с
целью уточнения понятийного аппарата, устранения противоречий действующему
федеральному законодательству и многочисленных положений, снижающих уровень
законодательного регулирования до уровня подзаконных и ведомственных
нормативных актов.