Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/07/02.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:05:05 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:32:17 2012
Кодировка: koi8-r



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета Российского Союза ректоров


|Основные направления интеграции образовательной и |от 11 мая 2005 года |
|научной деятельности, развития вузовской науки и |? 1 |
|образовательных центров | |



На основании всестороннего обсуждения основных направлений интеграции
образовательной и научной деятельности, вопросов развития вузовской науки
и образовательных центров, проведенного в рамках заседания Совета
Российского Союза ректоров с участием представителей Министерства
образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук,
Федерального Собрания Российской Федерации, руководства Администрации и
научно-педагогической общественности Белгородской области, участники
заседания констатируют, что в стратегическом плане интеграцию
образовательной и научной деятельности следует рассматривать в качестве
ключевого фактора перехода страны на инновационный путь развития и
формирования новой прогрессивной модели устойчивого развития общества -
общества, основанного на знаниях.
В России процесс интеграции образования с наукой опирается на
глубокие исторические традиции. С момента создания отечественной Академии
наук и первых российских университетов их отношения строились и
развивались на основе синтеза обучения и научных исследований, и прошли
путь

от первых академических гимназий до всемирно известных университетских
научных школ А.Г.Столетова, П.Л.Чебышева, Л.Н.Лебедева, В.И.Вернадского,
Д.И.Менделеева, И.П.Павлова, Н.И.Пирогова, В.О.Ключевского и многих
других.

Сегодня российское образование, интегрированное с научными
исследованиями, - образование через исследования получило признание во
всем мире.
За последние десятилетия в Российской Федерации накоплен
положительный опыт формирования различных форм интеграции науки и высшего
образования,

в их числе: базовые кафедры институтов Российской академии наук в ведущих
высших учебных заведениях, кафедры вузов в научных институтах, технопарки,
центры трансфера технологий и другие.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина

Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года
подчеркивается, что «развитие вузовской науки и крупных научно-
образовательных центров должно стать приоритетной задачей».
Особое внимание вопросам интеграции науки, высшего образования и
производства в едином территориальном комплексе в целях формирования
условий для развития наукоемких производств Президент Российской Федерации
акцентировал на совещании по вопросам развития информационных технологий в
Новосибирском Академгородке 11 января 2005 года.
По мнению Российского Союза ректоров, перспективными направлениями
государственного регулирования процесса интеграции высшего образования и
науки должны стать:
1. Совершенствование структуры и содержания нормативной правовой
базы.
2. Укрепление традиционных и создание новых прогрессивных
институциональных и функциональных форм интеграции.
3. Обеспечение адекватного бюджетного финансирования интеграционных
процессов.
В целях формирования механизмов эффективного правового регулирования
вопросов интеграции образования и науки целесообразно ускорить подготовку
и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации соответствующего пакета поправок в действующее федеральное
законодательство об образовании и науке (Закон Российской Федерации «Об
образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании», Федеральный закон «О науке и
государственной научно-технической политике»), особое внимание уделив
регламентации деятельности сложившихся организационных форм интеграции.
Поскольку образовательный процесс во всех высших учебных заведениях
должен осуществляться во взаимосвязи с выполнением научных исследований и
разработок, а полученные в результате научных исследований новые знания
должны использоваться в научной и образовательной деятельности высшего
учебного заведения, следует включить соответствующие нормы в предлагаемый
пакет поправок.
В связи тем, что вопросы интеграции образования и науки носят
комплексный и в тоже время многосторонний характер, Российский Союз
ректоров считает целесообразным разработать специальный законопроект «О
государственной политике в области интеграции высшего образования и
науки», в котором должны регламентироваться вопросы юридического статуса,
функциональных полномочий, собственности, а также определяться источники
финансирования как традиционных, так и новых институциональных форм
интеграции.
С учетом предложений ректорского корпуса о необходимости подготовки
Кодекса Российской Федерации об образовании данный законопроект
потенциально будет способствовать оптимизации структуры нормативно-
правовой базы системы образования в целом.
Важным фактором активизации процессов интеграции науки и высшего
образования должно стать принятие федерального закона «Об особых
экономических зонах», регламентирующего вопросы создания и
функционирования технопарков, в которых будут развиваться инновационное и
наукоемкое производство, информационные технологии и программирование.

Государственная политика в области интеграции образования и науки
должна предусматривать как укрепление традиционных связей, так и развитие
новых прогрессивных институциональных форм интеграции.
Главная особенность вузовского сектора науки заключается в его
непосредственной взаимосвязи с образовательным процессом.
Проводимые в высших учебных заведениях фундаментальные и прикладные
исследования составляют основу качественного образования, а для
воспроизводства научных кадров и дальнейшего развития научных школ учебный
процесс должен быть обязательно дополнен участием студентов и аспирантов в
научных исследованиях, выполняемых в лабораториях университетов и
институтов.


Особенно в университетах, имеющих собственные научные подразделения и
базирующихся на принципе единства науки и образования, могут быть
обеспечены эффективная подготовка аспирантов и докторантов, повышение
квалификации профессорско-преподавательских кадров.
Создание новых институциональных и функциональных форм и механизмов
интеграции образования и науки должно осуществляться не путем формального
слияния научно-исследовательских институтов и вузов (иначе это приведет к
смешению функций или простому перераспределению имущества без каких-либо
существенных позитивных эффектов для развития образования и науки),

а с учетом сложившейся научно-образовательной инфраструктуры, потребностей
в высококвалифицированных трудовых ресурсах и особенностей специализации
вузов, научных учреждений и организаций.
При этом новые формы интеграции могут формироваться как на базе
существующих университетов и других высших учебных заведений, так и на
основе институтов Российской академии наук (РАН), государственных научных
центров (ГНЦ).
В рамках усиления интеграционной роли высших учебных заведений
целесообразно присвоить вузам, являющимся базовыми в своей сфере
деятельности и в которых есть научные подразделения определенного статуса
(НИИ, проблемные лаборатории и т.п.), выполняющие широкомасштабные
исследования по приоритетным научным направлениям, особый статус научно-
образовательных центров. При этом для сохранения базового коллектива
научных сотрудников вместе с финансированием научной деятельности на
конкурсной основе необходимо также сохранить сметное бюджетное
финансирование научных институтов в структуре научно-образовательных
центров.
Наличие штатных научных сотрудников в высших учебных заведениях
позволит повысить эффективность и преемственность исследований,
совершенствовать технологии, обеспечивать конкурентоспособность
исследований и разработок, поддерживать на высоком уровне связи с другими
образовательными, научными и производственными организациями,
координировать междисциплинарные исследования, выполняемые одновременно
несколькими подразделениями вуза, своевременно готовить проекты для
участия в конкурсном финансировании.
Научно-исследовательские подразделения в высших учебных заведениях
также являются основой для создания учебно-научных центров по приоритетным
научным направлениям с участием институтов РАН, других научно-
исследовательских институтов и ГНЦ, что будет способствовать привлечению
более широкого круга ученых к образовательной деятельности и обеспечит
приток молодых и перспективных кадров в научно-технологический комплекс
страны.
В перечень мероприятий по государственной поддержке интеграционных
процессов в научно-образовательной сфере целесообразно включить также
вопросы создания филиалов университетов на базе наукоградов,

крупных научных центров (при условии соблюдения лицензионных требований к
образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
создания центров коллективного пользования научным оборудованием (в том
числе, на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей,
совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных
баз, испытательных полигонов и т.п.; введения практики подготовки
магистров совместно с ведущими центрами РАН; развития системы «постдоков»

в научно-образовательных центрах и ведущих научных центрах.

Отечественная и мировая практика свидетельствует, что экономическая и
социальная отдача мероприятий по интеграции высшего образования и науки
обычно наблюдается далеко не сразу, причем не всегда возможно заранее дать
точную количественную оценку ожидаемого эффекта. В связи с этим
возрастает роль целевой государственной финансовой поддержки процессов
интеграции высшего образования и науки.
Однако в последние годы наблюдается обратная тенденция - снижение
государственных расходов на поддержку и развитие вузовской науки, а также
на целевые мероприятия по интеграции науки и высшего образования.
Общие затраты за счет всех источников финансирования на научные
исследования и разработки, выполняемые вузами, составили в 2003 году лишь
4% от общего объема затрат на науку. Эта доля сохраняется практически на
неизменном уровне в течение последнего десятилетия, хотя, к примеру,
абсолютная численность докторов и кандидатов наук в составе профессорско-
преподавательского персонала (соответственно 34,6 и 143,2 тыс. чел.) в
полтора - два раза превосходит аналогичную величину по российской науке в
целом (22,6 и 79,8 тыс. чел.).
Такое распределение финансирования радикально противоречит мировым
тенденциям: удельный вес вузов в структуре затрат на науку в России в
среднем втрое ниже, чем в США (13,6%) и почти впятеро, чем в странах
Европейского Союза (20,9%).
Наиболее эффективным методом финансирования интеграции высшего
образования и науки является программно-целевой метод на основе
соответствующих федерально-целевых программ (ФЦП). До 2005 года в этой
области действовала ФЦП «Интеграция науки и высшего образования на 2002-
2006 годы», основным источником финансирования которой являлся федеральный
бюджет (70% от общего объема финансирования, предусмотренного по программе
на весь период реализации).
Следует констатировать, что, несмотря на исключительную значимость
программы, фактические объемы ее финансирования не позволили полностью
обеспечить достижение и выполнение заявленных целей и задач по интеграции
научной и образовательной деятельности. В период 2002-2004 гг. с учетом
инфляции бюджетные расходы на реализацию данной ФЦП снизились на 11%.
Удельный вес ФЦП «Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006
годы» в общих расходах федерального бюджета на высшее профессиональное
образование и науку в 2004 году составил всего 0,22% (в 2002 году -
0,3%).
В настоящее время Федеральная целевая программа «Интеграция науки и
высшего образования» объединена с Федеральной научно-технической
программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и
техники». В связи с чем существует большая вероятность снижения адресной
направленности и реальных объемов финансирования мероприятий по интеграции
науки и высшего образования.
Исходя из этого, Российский Союз ректоров считает целесообразным
просить Правительство Российской Федерации сохранить целевое бюджетное
финансирование комплекса мероприятий по интеграции науки и высшего
образования.
Среди первоочередных направлений финансирования целесообразно
предусмотреть расходы на финансирование конкретных проектов по созданию
научно-образовательных центров, центров коллективного пользования научным
оборудованием, а также на проведение комплексного технико-экономического
обоснования создания новых институциональных и функциональных форм
интеграции высшего образования и науки в различных регионах России.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий по интеграции высшего
образования и науки из средств федерального бюджета, по мнению Российского
Союза ректоров, целесообразно увеличить до уровня 1500-2000 млн. рублей.
В целях совершенствования системы управления и координации
интеграционными процессами между высшим образованием и наукой, развития
вузовской науки, а также для обеспечения более высокой бюджетной
эффективности соответствующих расходов Российский Союз ректоров считает
целесообразным рассмотреть вопрос о включении соответствующих статей в
раздел «Полномочия» Положения о Федеральном агентстве по образованию и
Положения о Федеральном агентстве по науке.

По итогам состоявшегося обсуждения Совет Российского Союза ректоров
постановляет:

1. Просить Правительство Российской Федерации:
- включить вопрос об интеграции образования и науки в перечень
основных приоритетов проекта программы социально-экономического развития
Российской Федерации на перспективу (2005-2008 годы);
- ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации пакета поправок, регулирующих вопросы
интеграции образования и науки;
- ускорить принятие федерального закона «Об особых экономических
зонах», регламентирующего вопросы создания и функционирования технопарков;
- рассмотреть возможность подготовки специального проекта
федерального закона «О государственной политике в области интеграции
высшего образования и науки», регламентирующего юридический статус,
вопросы собственности, функциональные полномочия и источники
финансирования традиционных и новых институциональных форм интеграции;
- сохранить целевое бюджетное финансирование комплекса мероприятий по
интеграции науки и высшего образования, увеличив ежегодные объемы их
финансирования до уровня 1500-2000 млн. рублей;
- рассмотреть вопрос о включении в Положение о Федеральном агентстве
по образованию и Положение о Федеральном агентстве по науке статей,
дополняющих перечень их полномочий вопросами управления и координации
процессов интеграции образования и науки, а также вопросами поддержки и
развития вузовской науки.

2. Советам ректоров вузов подготовить и представить:
- в Совместную рабочую группу Российского Союза ректоров и
Министерства образования и науки Российской Федерации по подготовке
нормативных правовых актов в области образования и науки предложения по
совершенствованию законодательного обеспечения процесса интеграции высшего
образования и науки с учетом специфики регулирования традиционных и новых
институциональных форм интеграции в различных регионах России;
- в Совместную рабочую группу Российского Союза ректоров и
Министерства образования и науки Российской Федерации по оптимизации
бюджетного процесса в сфере образования и науки предложения по общим
объемам и приоритетным направлениям финансирования интеграции науки и
высшего образования в федеральном бюджете 2006 года и на перспективу до
2010 года.

Направить настоящее Постановление членам Российского Союза ректоров, в
Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и
образованию, Полномочным представителям Президента Российской Федерации в
федеральных округах, в Правительство Российской Федерации,

Федеральное Собрание Российской Федерации, Российскую академию наук,
Администрацию Белгородской области.

|Президент | |
|Российского Союза ректоров |В.А. Садовничий |
|Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова | |
|академик РАН | |



-----------------------
[pic]