Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/06/05.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:04:54 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:31:43 2012
Кодировка: koi8-r


РЕШЕНИЕ

Правления Российского Союза ректоров

|Информация о деятельности | |
|Высшей аттестационной комиссии |от 3 марта 2005 г. ? 4 |

Заслушав и обсудив информацию Председателя Высшей аттестационной
комиссии, вице-президента Российской академии наук академика Г.А.Месяца,
Правление Российского Союза ректоров решило:
1. Принять информацию о деятельности Высшей аттестационной комиссии к
сведению (Приложение ?1).
2. Поддержать постановление Президиума Российской академии наук от 22
февраля 2005 года ? 61 по данному вопросу (Приложение ?2).
3. Направить настоящее Решение с приложениями членам Российского Союза
ректоров, в Министерство образования и науки Российского Федерации,
Российскую академию наук, Высшую аттестационную комиссию.

|Президент | |
|Российского Союза ректоров |В.А. Садовничий |
|Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова | |
|академик РАН | |



Приложение ? 1
к решению Правления
Российского

Союза ректоров от 03
марта 2005 г. ? 4



Аналитическая справка

по итогам работы Высшей аттестационной комиссии
и путях совершенствования системы аттестации
научных и научно-педагогических работников

2004 год отмечен двумя важными датами. Первая из них та, что исполнилось
240 лет существования государственной системы аттестации научных и научно-
педагогических кадров в России. В 1764 году Указом Императрицы Екатерины
П «О произвождении кандидатов, обучившихся медицине, в доктора по
собственным медицинской коллегии экзаменам» было положено начало
российской системы аттестации. Вторая важная дата связана с Декретом
Совета Народных Комиссаров 1934 года, которым в СССР была восстановлена
система аттестации, которая практически была ликвидирована опять же
Декретом СНК в 1918 году. Из этих двух исторических событий можно сделать
два важных вывода. Первый - Россия накопила уникальный опыт в вопросах
государственной аттестации (другими словами, здесь есть чему поучиться у
нас другим странам) и второй - всего за 16 лет можно растерять кадры
высшей научной квалификации (а именно так и оказалось, когда в стране
была объявлена всеобщая индустриализация и возникла необходимость в таких
кадрах).
Обсуждение путей дальнейшего совершенствования системы государственной
аттестации, имеет смысл только в том случае, если сама эта система будет
сохранена в нашей стране. Почему на этом необходимо акцентировать
внимание? Да только потому, что все последние годы предпринимаются
различные попытки разрушения этой системы. Попытки эти имеют весьма
широкий спектр от чистого мошенничества, связанного с противоправными
действиями различных «лжеваков», до предложений принять такой Закон,
который бы государственный характер аттестации отменил бы, а вместо этого
в России осталась бы одна ученая степень, присуждение которой было бы
поручено, правда, не очень ясно кем и кому.
Ориентируясь на опыт функционирования государственной системы аттестации,
особенно в последние годы, можно с полной уверенностью сказать, что любое
ослабление (даже не ликвидация, а ослабление) государственной системы
аттестации приведет к массовому появлению фальшивых дипломов о высшей
научной квалификации, а также, что не менее важно, ослаблению ведущих
научных школ России (с таким явлением уже столкнулись в Эстонии и Латвии,
где переход к одноступенчатой системе произошел несколько лет назад).
Существенным моментом в вопросе реализации государственной политики в
области науки, технологий и техники является, конечно, проблема кадрового
обеспечения этой деятельности, подготовки и аттестации научных и научно-
педагогических кадров высшей квалификации.
Текущее состояние и динамику аттестации таких кадров характеризуют
следующие данные.
В таблице 1 представлены данные по кандидатским диссертациям,
утвержденным ВАК России в 1993-2004 гг., и объединенным по блокам наук.
Статистика за 12 лет показывает что, начиная с 1997 года, имеет место
рост общего количества защищаемых кандидатских диссертаций (в среднем на
8,5% в год), т.е. мотивация к получению ученой степени в России не только
не ослабевает, а даже растет. Аналогичная картина (правда в более
скромном выражении - это около 2% ежегодного прироста общего числа
диссертаций) наблюдается по защитам докторских диссертаций (табл.2).
Несмотря на рост числа защищаемых диссертаций, вопрос о количественной
обеспеченности народного хозяйства страны кадрами высшей научной
квалификации остается острым. Средний возраст кандидатов и докторов наук
хотя стабилизировался, но продолжает быть весьма значительным.
Внушительное количество (по разным специальностям от 5% до 25%)
подготовленных и аттестованных специалистов выбывает на работу за рубеж и
переходит в непрофильные сферы деятельности (управленческие структуры,
бизнес и т.д.). Кроме того, при общем росте количества аттестованных
работников доля специалистов естественных, (включая биологические), и
инженерных наук монотонно уменьшается и за последние 12 лет, с 1993г. по
2004 г. число докторских диссертаций уменьшилось с 54,6% до 39,6%, а
число кандидатских диссертаций - с 50,3 до 29,5%. Доля диссертаций по
гуманитарным и общественным наукам за тот же период столь же монотонно
возрастала. Она увеличилась по докторским диссертациям с 22,2% до 35,6%,
а по кандидатским диссертациям с 27,8% до 49,6%. Относительной
стабильностью в долевом распределении (с точностью до единиц процентов)
характеризуется положение с защитами диссертаций по медицинским и
сельскохозяйственным наукам.
Существенно снизилась доля как кандидатских, так и докторских
диссертаций, защищаемых по военным наукам.
Более тонкий анализ динамики числа защищаемых диссертаций по разным
направлениям указывает за счет каких основных компонент происходит
инверсия между блоками естественных и инженерных наук и гуманитарных и
общественных наук. В табл. 1 и 2 это наглядно представлено.
Доля докторских диссертаций по физико-математическим наукам снизилась с
13,6% в 1993 г. до 8,0% в 2004 г., по техническим наукам с 25,8% до
19,1%. По экономическим наукам - выросла с 5,8% до 10,5%, по
педагогическим наукам с 2,6% до 5,9%, по юридическим наукам с 1,4% до
3,4%.
Доля кандидатских диссертаций по физико-математическим наукам снизилась с
10,1% в 1993 г. до 4,7% в 2004 г., по техническим наукам - с 26% до
15,7%. По экономическим наукам выросла с 8,1% до 15%, по педагогическим
наукам с 5,2% до 9,3%, по юридическим наукам с 1,7% до 7,2%. Налицо две
основные причины, приведшие к такому перераспределению. Первая из них -
это несоответствие выделяемых и реально потребных средств в достаточно
дорогие области научных исследований в естественной и инженерно-
технической областях. Вторая причина опережающих темпов роста числа
защищенных диссертаций по экономическим, педагогическим и юридическим
наукам в рассматриваемый нами временной период связана с существенным
ростом приема соискателей в аспирантуры по этим направлениям. Так
количество вузов, имеющих аспирантуру по экономическим, юридическим и
педагогическим наукам в период с 1999 г. по 2004 г. увеличилось,
соответственно, на 46%, 103% и 56%.
Оказывает свое влияние на динамику приведенных показателей и изменение
структуры выпускников высших учебных заведений. Наиболее высокие темпы
роста отмечаются именно по экономическим, педагогическим и юридическим
наукам. Значительный вклад в этот процесс вносят и негосударственные
высшие учебные заведения. В то же время показатели естественных наук и
математики с 1993 г. по 2004 г. практически не изменились. В области
технических дисциплин изменения были существенно меньшими, чем в
гуманитарной сфере.
Следует отметить, что в общественных и гуманитарных науках имеются
отрасли наук - исторические, философские, политологические, где долевая
часть по защитам диссертаций в последние годы достаточно стабильна,
несмотря на то, что в стране резко изменилась политическая и социально-
экономическая системы, именно этот факт часто используется для объяснения
резкого роста числа диссертаций по экономическим, педагогическим и
юридическим наукам.
Есть еще одна интересная особенность, проявившаяся в последние годы. Суть
ее в том, что каждый пятый доктор наук по экономике, педагогике и
социологии - это в прошлом кандидаты технических или физико-
математических наук.
Из приведенных данных видно, что структура подготавливаемых кадров высшей
научной квалификации может существенно не совпадать с потребностями в
реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий
и важнейших инновационных проектов в России.
Вероятно, имеет смысл провести основательную ревизию действующей системы
аспирантур и плана приема в них, оценивая эффективность их работы,
реальные возможности организации в воспроизводстве кадров высшей научной
квалификации, состояние материально-технической базы, а также
соответствие профиля подготовки потребностям развития страны. К такой
работе целесообразно привлечь экспертов ВАК, специалистов Управления
государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.
Необходимо предусмотреть гибкую схему определения контрольных цифр приема
в аспирантуру с учетом приоритетов подготовки специалистов, а также
эффективности работы аспирантуры конкретного вуза или НИИ. Для
осуществления эффективного научного руководства, наверное, следует
вернуться к существовавшему ранее количественному ограничению по научному
руководству аспирантами и соискателями.
Шагом в направлении совершенствования подготовки аспирантов и соискателей
станет начавшееся в 2004 г. внедрение в практику новых программ
кандидатских экзаменов, обеспечивающих унификацию и повышение требований
к минимальному объему знаний соискателей ученой степени кандидата наук.
Необходимо постоянное совершенствование систем информационной поддержки
как соискателей ученых степеней и званий, так и специалистов, участвующих
в подготовке и аттестации научных и научо-педагогических работников
(отделов аспирантур и докторантур, ученых советов организаций и
диссертационных советов). Современные информационные сети позволяют в
потенциале организовать широкомасштабный мониторинг хода подготовки
научных кадров высшей квалификации, что предоставляет возможность
оперативной коррекции этого процесса, обеспечивает более качественное
проведение государственной аттестации подготавливаемых специалистов.
Для улучшения качественного состава и структуры подготавливаемых научных
кадров важно также обеспечить как на федеральном, так и на региональном
уровне более эффективное использование организационных и финансовых мер
по поддержке исследований по важнейшим направлениям науки, технологий и
техники.
Одной из подобных мер является реализуемое в последние два года выделение
грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских
ученых-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с
Положением о порядке проведения конкурса грантов, утвержденном
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. ?
554 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых
российских ученых кандидатов наук и их научных руководителей», на ВАК
возложена подготовка предложений по кандидатурам (до 600 в год) на
получение грантов. Кандидатуры на получение грантов отбираются ведущими
учеными России, входящими в состав экспертных советов ВАК, по результатам
анализа материалов аттестационных дел соискателей-кандидатов наук,
диссертации которых отличаются значительной новизной, свидетельствуют о
заметном вкладе молодых ученых в развитие науки и техники. Эта система
показала свою эффективность в деле обеспечения поддержки перспективных
молодых ученых и продолжения начатых ими научных исследований, а также
поддержки ведущих научных школ Российской Федерации.
На основании обобщения и анализа массива защищаемых диссертаций Высшая
аттестационная комиссия регулярно подготавливает обзоры перспективных
направлений исследований, а аннотации лучших докторских диссертаций по
рекомендации президиума ВАК публикуются на страницах Бюллетеня ВАК. Этот
анализ позволяет также давать обоснованные предложения по корректировке
Номенклатуры специальностей научных работников, которая является
инструментом государственной политики в деле подготовки научных кадров
высшей квалификации. Например, к намечаемой в 2005 г. коррекции
Номенклатуры, уже подготовлен ряд предложений по сокращению некоторых
дублирующих друг друга специальностей, об открытии новой специальности
«Квантовые методы обработки информации», как одной из наиболее быстро
развивающихся областей исследований в США, Японии, ЕС и других странах, а
также введения специальности «Дезинфектология», весьма актуальной в
современных условиях. Целям совершенствования подготовки научных кадров
служит и работа, проводимая экспертными советами ВАК, по
совершенствованию паспортов специальностей Номенклатуры и введению в
действие новых (базовых) программ кандидатских экзаменов.
Немаловажное значение для развития отечественной науки и техники имеет
международное сотрудничество. В частности, в области подготовки и
аттестации научно-педагогических кадров этот вопрос тесно связывается со
вступлением России в болонский процесс. Однако к данной проблеме следует
подходить продуманно и взвешенно, чтобы не потерять общепризнанных
достижений отечественных научных школ. Высшая аттестационная комиссия
планирует в этой связи расширение практики установления соответствия
документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в
иностранных государствах и в Российской Федерации с использование
процедур переаттестации и нострификации на основании межгосударственных
соглашений, подобных заключенному в 2003 г. с Францией. Однако при этом
предполагается приравнивание в основном относить к ученым степеням
кандидата наук (как результату обучения специалистов в системе
послевузовского профессионального образования) при сохранении ученой
степени доктора наук, как высшей квалификации ученого, полученной в
результате самостоятельного проведения глубоких научных исследований,
имеющих важное народнохозяйственное и научное значение.
Важнейшим инструментом совершенствования системы аттестации научно-
педагогических кадров является оптимизация сети диссертационных советов.
На начало проведенной в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. «О реструктуризации сети
диссертационных советов в Российской Федерации» реструктуризации сети
диссертационных советов, их число составляло 3587 (1914 докторских и 1673
кандидатских).
В конце 2004 г. в базовой сети работает 2509 советов (2067 докторский и
442 кандидатских). В составе региональной сети действует 172 совета и 48
зарубежных советов. Обеспечению качественной работы базовой сети советов
способствует дополнительно созданная резервная сеть диссертационных
советов, срок полномочий которых 1-2 года. По результатам работы этих
советов в установленный срок решается вопрос о прекращении их работы или
о включении их в базовую сеть взамен неэффективно работающих советов
базовой сети. Как положительный факт отметим заметное территориальное
смещение числа диссертационных советов в сторону регионов в результате
проведенной корректировки сети советов. В настоящее время средняя годовая
загрузка каждого диссертационного совета составляет 9,5 диссертаций.
Дальнейшее развитие сети диссертационных советов нам видится в более
широкой практике, ранее предложенной ВАК, создания крупных региональных
диссертационных советов, включающих в свой состав представителей
вузовской, академической и отраслевой науки.
Более решительные меры нам следует принимать по отношению к советам,
практически не функционирующим. Следует признать нецелесообразным
продолжение «деятельности» диссертационных советов, не рассмотревших ни
одной диссертации за последние два года.
По результатам работы президиума можно отметить еще одну деталь. Защита
диссертаций в советах с минимальной численностью в 12 чел., с учетом
кворума и установленного большинства, сводится иногда к положительному
решению 6 членов советов. Поэтому для более представительной оценки
диссертаций можно предложить увеличение минимальной численности состава
диссертационного совета.
К важным результатам 2004 года можно также отнести разработку системы
информационного обмена по сети Интернет «ВАК - диссертационные советы -
отделы аспирантур/докторантур» (начата пробная эксплуатация макета
системы); повышение информативности сайта ВАК (намечается преобразование
в портал); совершенствование нормативной базы; проведение конкурсов
грантов для молодых кандидатов наук, а также ведущих научных школ.
В заключение можно коротко сформулировать перечень (комплекс) мер,
которые бы способствовали повышению эффективности систем подготовки и
аттестации кадров высшей научной квалификации:
- введение в действие элементов государственного регулирования при приеме в
аспирантуру на основании принципов, отмеченных в аналитической справке;
- постоянный контроль качества работы систем соискательства, аспирантуры и
докторантуры на местах (с особым выделением результатов по первому году),
а также с использованием фактологической интеррактивной системы
«Аспирантура - диссертационный совет - ВАК»;
- контроль за деятельностью диссертационных советов (включая инспекции),
модернизация сети диссертационных советов путем закрытия не эффективно
работающих, укрупнения советов и преобразования в региональные;
- развитие и совершенствование практики регулярной ротации составов
экспертных советов ВАК;
- совершенствование Номенклатуры и паспортов научных специальностей;
- введение в действие новых (базовых) программ кандидатских экзаменов;
- апробация систем планирования актуальных научных направлений
диссертационных исследований (на уровне рекомендаций органов научной
общественности);
- совершенствование и развитие базы данных ВАК;
- совершенствование Перечня научных изданий для публикации основных
положений докторских диссертаций;
- более широкое использование Бюллетеня ВАК для проблемных и аналитических
публикаций, вытекающих из лучших диссертационных исследований.






Данные по кандидатским диссертациям,
утвержденным ВАК России в 1993-2004 гг., и объединенных по блокам наук
Таблица 1

|НАПРАВЛЕНИЯ |Годы утверждения |


|1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |
|естественные и инженерные науки (включая, биологию) %, от общего числа
|2246
(54,6%) |1711
(52,7%) |1394
(50,9%) |1473
(48,7%) |1637
(49,4%) |1784
(48,0%) |1864
(46,1%) |1991
(43,4%) |1410
(38,5%) |1778
(41,4%) |1318
(39,6%) |1567
(39,6%) | |гуманитарные и общественные науки |911
(22,2%) |785
(24,2%) |699
(25,5%) |813
(26,9%) |861
(26,0%) |1012
(27,2%) |1194
(29,5%) |1533
(33,4%) |1321
(36,1%) |1462
(34,1%) |1285
(38,6%) |1408
(35,6%) | |медицинские и с/х науки |937
(22,8%) |741
(22,8%) |630
(23,0%) |715
(23,7%) |788
(23,8%) |895
(24,1%) |959
(23,7%) |1041
(22,7%) |907
(24,8%) |1036
(24,1%) |712
(21,4%) |968
(24,5%) | |военные науки
%, от общего числа |19
(0,4%) |12
(0,4%) |21
(0,6%) |21
(0,7%) |26
(0,8%) |25
(0,7%) |27
(0,7%) |27
(0,5%) |24
(0,7%) |15
(0,3%) |17
(0,5%) |10
(0,3%) | |ИТОГО: |4113 |3249 |2741 |3022 |3312 |3716 |4044 |4592
|3662 |4291 |3332 |3953 | |основные компоненты
НАПРАВЛЕНИЙ |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002
|2003 |2004 | |физико-математические науки,
% от общего числа |13,6 |13,3 |12,6 |11,6 |11,6 |11,8 |9,9 |8,5 |8,4 |8,2 |
7,8 |8,0 | |технические науки, % |25,8 |24,2 |25,2 |24,2 |24,1 |23,4 |23,5
|23,8 |21,0 |22,0 |20,8 |19,1 | |экономические науки, % |5,8 |5,7 |5,7
|5,8 |6,1 |6,1 |5,8 |8,0 |9,6 |8,9 |10,8 |10,5 | |педагогические науки, %
|2,6 |3,1 |3,8 |4,2 |4,3 |5,1 |6,1 |5,6 |7,1 |5,8 |7,6 |5,9 | |юридические
науки, % |1,4 |1,9 |1,9 |1,4 |2,2 |2,2 |2,0 |2,4 |3,2 |3,3 |4,0 |3,4 |
|медицинские науки, % |18,4 |18,6 |18,5 |19,1 |17,8 |19,3 |18,2 |18,7
|20,0 |20,0 |17,7 |20,4 | |
Приложение ? 2
к решению Правления
Российского
Союза ректоров от 03 марта 2005
г. ? 4
[pic]

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 февраля 2005 г.
61

Москва

О деятельности Высшей аттеста- ' ционной комиссии Министерства
образования и науки РФ

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам
заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям
и образованию от 26 октября 2004 г. заслушав и обсудив информацию
председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ, вице-президента РАН академика Месяца Г.А., Президиум Российской
академии наук ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить деятельность Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ (ВАК) по формированию кадрового научного потенциала
страны и предложения по основным направлениям совершенствования системы
подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.
2. Считать необходимым сохранение и развитие государственной системы
аттестации .научных и научно-педагогических работников в Российской
Федерации.
3. В целях повышения качества аттестации научных и научно-

педагогических кадров рекомендовать Министерству образования и науки РФ

внести в Правительство Российской Федерации' предложение о придании

ВАК статуса Высшей аттестационной комиссии при Правительстве Российской
Федерации.-

[pic]
-----------------------
[pic]