Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/286563-4z.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:30 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 04:02:26 2012
Кодировка: koi8-r

Пояснительная записка

к проекту Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Законопроект разработан в соответствии с принципами реструктуризации
бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до
2006 года во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от
21 ноября 2003 г. ? 1688-р.
Законопроект предусматривает создание нового типа государственного
(муниципального) учреждения - автономного учреждения.

Предполагается, что автономные учреждения будут действовать наряду с
существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в
отличие от государственных и муниципальных учреждений будут обладать
большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении
поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного
учреждения.
Согласно законопроекту автономное учреждение будет осуществлять свои
функции в качестве юридического лица, наделенного определенными
имущественными и личными неимущественными правами. Имущество автономного
учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления с особенностями
его распоряжения, что повысит эффективность использования автономным
учреждением принадлежащего ему имущества для достижения поставленных целей.
Введение нового типа государственного (муниципального) учреждения -
автономного учреждения в секторе социальных услуг будет способствовать
дальнейшему развитию отраслей науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и
спорта.
Законопроект содержит нормы, запрещающие без согласия собственника
распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным
за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет
целевых средств, выделенных ему собственником.
Виды особо ценного движимого имущества (имущество, без которого
осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено),
определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации. Однако автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться
имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей
деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Земельный участок, необходимый для осуществления автономным
учреждением своих уставных задач, закрепляется за ним на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
Законопроект определяет порядок и назначение имущества автономного
учреждения. В частности, имущество данного учреждения используется только
для решения задач, определенных его уставом.

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в
уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным
образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя
(участника) только с согласия собственника своего имущества.

Решение об изменении типа существующего государственного (муниципального)
учреждения на автономное учреждение принимается при условии, что такое
решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан. При
этом изменение типа учреждений здравоохранения запрещается.
Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и
расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением.

Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять
обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию,
а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для
потребителя оказанию услуг (выполнению работ).
Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется из
соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных
внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Также оно может выполнять услуги на возмездной основе на договорном
принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом
должны быть прописаны в уставе автономного учреждения.

Органами управления согласно законопроекту, являются наблюдательный совет,
руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные
федеральным законом и уставом учреждения.

В автономном учреждении создается наблюдательный совет. По многим вопросам
решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер, как для
учредителя, так и для исполнительного органа.

Наблюдательный совет автономного учреждения одобряет предложения
руководителя автономного учреждения по таким вопросам, как совершение
крупных сделок с имуществом или сделок с заинтересованностью.

Таким образом, присутствие наблюдательного совета как коллегиального
органа, нисколько не умаляет роли учредителя автономного учреждения,
отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечить
соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям,
указанным в его уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого
органа и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.
В то же время, действующее законодательство, регулирующее отношения в
ряде отраслей социальной сферы, в частности, в образовании, закрепляет иной
порядок управления юридическими лицами, являющийся наиболее приемлемым для
организаций в данных областях деятельности (например,

выборность ректора, наличие ученого совета). Поэтому эти способы
управления, прошедшие проверку временем, в полной мере могут быть
восприняты автономным учреждением.
Учитывая значимость тех услуг, которые призваны оказывать автономные
учреждения, законопроект предлагает, наряду с государственным контролем за
деятельностью организации, осуществление и контроля общественного. Поэтому
законопроект содержит норму, обязывающую организации данной формы
обеспечить открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к
целому ряду документов либо носящих правоустанавливающий характер, либо
содержащих сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности
организации, что наряду с государственным контролем за деятельностью
автономного учреждения, повысит общественный контроль. Данные изменения
положительно повлияют на эффективность деятельности автономного учреждения
в сфере, непосредственно связанной с общественными отношениями.

Создание автономных учреждений, будет способствовать соблюдению прав и
интересов граждан в сфере оказания услуг в области науки, образования,
здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения,
физической культуры и спорта.
Принятие законопроекта позволит законодательно определить
возникновение нового типа государственного (муниципального) учреждения -
автономного учреждения. Основная нагрузка законопроекта будет состоять в
регулировании отношений, возникающих при осуществлении автономными
учреждениями социально-культурных функций.
Законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в
Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также в
Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств
федерального бюджета и будет способствовать более рациональному
использованию имеющихся финансовых ресурсов государства.