Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/5/18.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:07:16 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:14:38 2012
Кодировка: koi8-r

Уважаемый Виктор Антонович!
Уважаемые коллеги!
31 мая с.г. состоялось заседание Совета ректоров вузов Санкт-
Петербурга и в соответствии с его решением мне поручено выступить на нашем
съезде.
Период между VII и VIII съездами для вузов по сравнению с предыдущими
периодами можно характеризовать следующими ключевыми словами: системность,
положительная производная, развитие. Постоянное внимание уделялось
вопросам:
- доступности и качества образования, конкурентоспособности;
- создания системы непрерывного профессионального образования,
соответствующего потребности страны;
* интеграции России в международное пространство,
* интеграции высшего образования с наукой,
* воспитания и т.д.
Вместе с тем для решения приоритетных задач развития системы
образования в вузах России необходимо создание и определенных условий, а
они к сожалению зачастую не выполняются. Например.
1. Говорится о формировании государственно-общественной системы

управления. Причем акцент делается на второй части - «общественной»,

предполагается, что с «государственной» все в порядке. А это не так. Мы не

видим взаимосогласованности у федеральных ведомств. Последний закон о

налоге на землю и имущество вузов. С июля прошлого года регулярно мы

заполняем различные формы для компенсации налога на землю и на

имущество. Но и на сегодня мы не имеем никаких компенсаций, а штрафы и

пени нарастают. Многие вузы могут просто стать финансово

несостоятельными. Выход видится в одном: отказе от налога на землю и

имущество образовательных учреждений всех форм собственности.
2. Ряд новых законов также не на стороне образования. Возьмем, к примеру

Федеральный закон ? 94-ФЗ от 21.07.05 г. «О размещении заказов ...».

По смыслу разработчиков, этот закон должен предотвращать коррупцию,
способствовать экономии бюджетных средств на поставку товаров и услуг, с
целью чего закон предусматривает процедуры, соблюдение которых при торгах
исключает возможность сговора заказчика и подрядчика в вопросах
ценообразования. Закон декларирует, что одним из критериев отбора
кандидатов является качество их услуг, но в то же время возможность хотя
бы какой-либо его проверки тем же. Законом полностью заблокирована. Это
приводит к тому, что единственным критерием оценки заявок является только
их наименьшая цена, а дальше криминал, фирмы однодневки, суды и т.д.
Максимальная сумма, по которой Законом допускается заключение
контрактов без конкурса, составляет 60 тысяч рублей, на практике это
означает заключение по конкурсу 90 % всех договоров. Себестоимость на
организации торгов сопоставима с суммой 60 тыс. рублей, что как раз и
является неэффективным использованием средств, особенно при невысоких ценах
на договора. Поэтому имеет прямой смысл поднять ценовую границу до (300 -
500) тысяч рублей.
3. Сегодня уже говорили о Болонском процессе. Одно из направлений

введение многоуровневой системы подготовки. Но на сегодняшний день

наши работодатели не воспринимают уровень бакалавров, поэтому

бакалавры и продолжают образование через специалитет и магистратуру.

Федеральное агентство по труду и занятости обязано провести значительную

работу, иначе мы рискуем значительно пополнить армию на бирже труда.

Государство в настоящее время является крупнейшим работодателем (27 чел.

из 64).
4. О системе оплаты труда. Не решив вопрос о достойной заработной плате

преподавателей вузов, бессмысленно говорить о развитии ВПО и его

качестве. С 1991 года показатель среднемесячной заработной платы в

образовании от заработной платы в экономике снижается. Если в 1991 году

он был более 70%, то в 2005 году менее 70% . Есть и другая проблема. В

настоящее время Правительство работает над новой системой оплаты труда в

бюджетной сфере, при которой уровень оплаты определяется уровнем

образования. Поэтому работники высшей школы, научных учреждений

2
оказываются в одной заработной нише с учителями школ, врачами и т.д. Вместе
с тем аспирантура отнесена к дополнительному образованию, а не к третьей
ступени высшего профессионального образования. Представляется необходимым
внести изменения в законы об образовании, определив аспирантуру как третий
уровень высшего профессионального образования. 5. Важнейшим условием
является опережающая государственная поддержка фундаментальных и прикладных
исследований в высших учебных заведениях.
Перечень условий можно продолжить, но инвариантным должно быть одно:
при принятии законов, постановлений и распоряжений Правительства необходимо
подходить с научных подходов, прогнозируя и моделируя последствия принятия
решений.