Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/3sums/nakaznaja.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:01:52 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:45:31 2012 Кодировка: koi8-r |
Наказная Елена
Забайкальский государственный
педагогический университет
г. Чита
Феномен памяти, культурной и
индивидуальной, давно привлекает внимание
специалистов разных областей знания: философов,
историков и психологов. Плодотворно и
разнообразно использует художественный
потенциал памяти в качестве тематического и
структурного принципа мировая литература,
например: произведения Ф. Достоевского, М. Пруста,
Дж. Джойса, У. Фолкнера и др.
"Обращение к истокам" ? одна из
характерных черт современной литературы США.
Повышенный интерес к проблеме памяти возник в
связи со сменой культурной парадигмы,
предполагающей пересмотр модели национальной
идентичности, включение этнических традиций в
качестве элементов культуры личности. Долгое
время умолчание о некоторых фактах этнической
истории США было результатом доминирования
англо-саксонского идеала над другими культурами.
В контексте этнического возрождения в США
значение и функции памяти приобретают особую
актуальность.
Сегодня форма воспоминания часто
организует композицию произведений, парадигма
субъективного переживания - воспоминания
объединяет фрагменты текстов. В стихи нередко
вкрапляются ментальные словесные формулы
воспоминания. Прошлое неизменно присутствует в
изложении событий настоящего, связано с
определением перспективы на будущее.
В творчестве этнических авторов
"путешествие в прошлое" ? основа для
пересмотра своей идентичности. О текущем
характере идентичности указывали в своих
работах С. Холл и У. Соллорс. С. Холл определяет
идентичность "как динамичное образование,
которое постоянно приспосабливается к
изменениям, испытываемым в себе и вокруг себя".
Показательны слова одного из героев в
романе "Благослови, Ультима!"
писателя-чиканос Р. Анайи: "Каждое поколение,
любой человек частичка прошлого. Человеку без
прошлого нельзя, просто он может пересматривать
старое, превращать во что-то новое".
Обращение к прошлому связано со
становлением этнического самосознания и поиском
этнической самобытности. Встреча с прошлым
всегда выступает как процесс самопознания и
самораскрытия, иногда как драматическое
переживание ("Любимица" Т. Моррисон,
"Обладающие секретом радости" Э. Уокер),
часто как самовоспитание на ошибках прошлого,
самоисцеление и нравственный долг перед
прошлыми поколениями ("Ремедиос" А.Л.
Моралес).
Художественные поиски приводят
авторов к различным нарративным стратегиям
использования памяти в своем творчестве:
обращение к фольклору (литературные сказки Н.
Мор, фольклорные мотивы в творчестве Т. Моррисон,
Э. Уокер), мифу (Р. Анайя, Л.М. Силко, Н.С. Момадей),
идее "сестринства" (Э. Уокер, С. Сиснерос),
музыкальные ассоциации (В.Э. Крус, А. Уилсон) и др.
Писатели реконструируют прошлое, дают
возможность говорить тем, кто был лишен права
голоса, отсюда часто встречающиеся мотивы
"человека-невидимки" (Малколм Х, П. Томас) и
молчания (Э. Тань, Э. Эмберт).
Развитие культурных, постколониальных
и феминистских исследований привели к тому, что
все чаще в качестве центральных объектов
художественного изображения в современной
литературе США становятся маргиналы,
представители разных меньшинств.
В связи с проблемой памяти интересно
взглянуть на проблему билингвизма. В творчестве
писателей первого поколения имигрантов
билигвизм использовался чаще как переключение
кода для передачи речи членов общины, образа их
мышления и отражения картины мира. В творчестве
писателей второго и третьего поколений
имигрантов билингвизм выступает как
"магическая формула", явившаяся из далёкого
прошлого, чтобы вызвать в памяти образы детства,
семьи, своей культуры.
Интерес к "литературе
достоверности", к "аутентичным
свидетельствам жизни", желание выплеснуть
эмоции о том, что долго подвергалась умолчанию
привело к актуализации жанров "этнической
автобиографии", художественных мемуаров и их
женских версий,
(М.Х. Кингстон, П. Томас, Э. Сантьяго и др.),
этнобиографических романов (Дж. О. Кофер) и
романов воспитания (Р.Анайа, А. Родригос, Н. Мор),
гибридных жанров типо поэзии в прозе (А.Л.
Моралес), полуавтобиогафических очерков и др.