Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u17.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:35 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:04:21 2012
Кодировка: koi8-r
Реформирование высшего образования в России в условиях глобализации

Алешина И.
(г. Москва)

Реформирование высшего образования в России в условиях глобализации

    Проблемы реформы высшего образования можно рассматривать в разрезе ответов на вопросы: что, как, когда, почему нужно менять и кто это должен делать.

  1. Необходим рост эффективности высшего образования в России.

    Это значит, что вкладываемые в эту сферу ресурсы (нации, регионов, компаний, семей, самих учащихся и международных структур) должны использоваться более эффективно. В условиях формирующейся рыночной экономики эффективность высшего образования должна рассматриваться на нескольких уровнях, в т.ч.:

а) потребители (нация в целом, регион, компания/отрасль, семьи/индивидуумы и, в условиях глобализации рынков - мировое сообщество в целом);
б) поставщики услуг (вузы и их подразделения, сотрудники вузов -преподаватели и др.).

    Необходимо определение критериев эффективности высшего образования как сферы деятельности на всех названных уровнях, исходя из миссии и целей высшего образования, определенных в развитых странах.

  1. В условиях глобализации экономики, культуры, технологий необходима ориентация высшего образования на глобализующийся рынок труда. Классификатор специальностей подготовки должен быть приближен к набору специальностей подготовки в развитых странах.

    Государственное регулирование дефицитного высшего образования должно быть в значительной части заменено рыночным регулированием спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Содержание обучения по специальности нужно ориентировать на содержание обучения в университетах развитых стран. Стандарты специальностей должны носить рекомендательный характер и иметь масштаб использования, определяемый на добровольной, ассоциативной основе. Тот, кто хочет, формирует стандарт; тот, кто хочет - его использует, а потребитель выбирает - где и чему он будет учиться и на каких условиях.
    Дипломы в рыночной экономике, должны иметь не единый государственный образец, а выдаваться самим университетом - как в США, чтобы каждый университет держал свою марку (как репутацию) на теперь уже глобальном конкурентном рынке образовательных услуг и нес за неё отвественность перед потребителем. Чтобы преподаватели, студенты, администрация вуза, выпускники и другие заинтересованные структуры несли солидарную ответственность за поддержку марки вуза, за качество образования, за рейтинговые позиции собственного вуза.

  1. Необходима перестройка системы источников финансирования, обусловленная изменением структуры собственности в экономике РФ.

    Целесообразен перенос части ответственности за финансирование на потребителей - компании, семьи и самих студентов. "Бесплатное" образование в рыночной экономике - голодная и оборванная золушка на рынке с протянутой рукой. Не может быть адекватного реальности бесплатного образования в рыночной экономике, где знания, как и все ценное, - представляют собой товар с одной стороны и, с другой стороны - продукт, требующий определенных затрат на своё производство и материализацию. Бесплатность - фактор низкой ответственности всех участников образовательного процесса - студентов, администрации, преподавателей за содержание, качество и результат. Вуз - не пансион, здесь молодые люди должны зарабатывать свои знания, внося свой вклад в реализацию этой возможности. Даже в школах дети младших классов убирают сами свои классы; а уж студенты тем более могли бы это делать в вузах, возможно, с зачетом этой работы как частичной платы за обучение.
    В вузах сейчас много работы, которая делается плохо штатными сотрудниками из-за низкой оплаты - эту работу могли бы выполнять студенты, как, например, в США - уборка помещений, технический сервис, секретарское дело, преподавание на подготовительных и младших курсах и др. А то получается - как работать в вузе на мизерную госбюджетную ставку - так желающих нет, а как учиться на бесплатные бюджетные места - так отбою нет, конкурс космический.
    Нужен баланс интересов поставщиков и потребителей услуг образования - чтобы спрос был сбалансирован предложением.

  1. Введение определенной (возможно, дифференцированной) платы для ранее полностью бесплатного, бюджетного приема увеличит доступ к образовательным услугам более широких слоев населения.

    Основным препятствием для расширения подготовки в вузах служит дефицит мест подготовки по востребованным рынком специальностям.
    Высокий конкурс на эти специальности создает барьер в виде высоких затрат абитуриентов на персональную подготовку к вступительному конкурсу. Лучше отдать эти деньги, хотя бы частично, вузу, чтобы он мог обеспечить ситуативное, гибкое расширение подготовки по наиболее затребованным специальностям.
    При этом ряд специальностей рынком менее востребован, на что вуз также должен гибко реагировать - сегодняшняя система госстандарта специальности и учебного планирования фиксированных групп по специальностям и годам обучения осложняет этот рыночный маневр.
    Подготовка по не затребованным, устаревшим специальностям и дисциплинам - отчасти выброшенные деньги - студенты голосуют ногами на занятиях и не работают по несуществующей специальности на упраздненных рабочих местах. Студенты устраиваются на реальные рабочие места, предоставляемые реальным рынком и опять приходят переучиваться, теперь уже на свои деньги или опять на бюджетные места. Нужно чтобы студенты, может быть, после базовой (бакалаврской) подготовки голосовали не ногами, а своими реальными деньгами - тогда будет ясно - чему и как их надо сегодня учить и кому и за что надо платить.

  1. Задача роста образованности нации - общенациональная задача.

    Через 2 года в Японии вводится всеобщее высшее образование. В России пока эта задача менее реальна. Однако, проблема расширения доступа к высшему образованию и формам профессиональной переподготовки резко актуальна. Необходим поиск ресурсов для решения этой задачи на всех уровнях потребителей знаний.

  1. Система управления вузом должна быть реорганизована в соответствии с реалиями рыночных отношений, на основе интеграции механизмов рыночного регулирования во внутреннюю среду вуза.

    Каждый студент должен нести ответственность за формирование и исполнение своего индивидуального учебного плана - как это делается в американских университетах. Необходима гибкость процесса обучения, когда планируются курсы кафедр, а студент выбирает курсы и преподавателей.

  1. Технологии создания знаний в университете должны отвечать уровню развития современных информационных технологий.

    Дистанционное обучение должно использовать как глобальные возможности глобальных телекоммуникаций, так и возможности внутривузовских телекоммуникаций. Эти технологии средств массовой информации в области создания знаний - один из важнейших факторов демократизации высшего образования, резкого расширения доступа к нему более широких масс граждан России и других стран.

  1. Реформирование высшего образования уже движется по многим из указанных направлений, во многом, благодаря проникновению тенденций глобализации самого высшего образования в Россию.

назадоглавлениевперед