Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u16.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:35 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:04:08 2012
Кодировка: koi8-r
Некоторые вопросы реформирования образования в России

Ягола А.
(Москва).

Некоторые вопросы реформирования образования в России

    В последние годы начался переход к массовому высшему образованию: увеличилось как абсолютное, так и относительное количество студентов. Сейчас число студентов на 10000 населения превысило 260 (всего несколько лет тому назад и в советское время - 170). Для сравнения в США - более 500, в Южной Корее - 390, в европейских странах - около 350. Таким образом, сделан первый шаг на пути превращения Россию в страну образованных людей. На самом деле, относительное количество студентов в высших учебных заведениях определяет и относительное количество образованных (имеющих высшее образование) людей среди взрослого населения (старше 25 лет) - показатель, по которому Советский Союз, а ныне Россия существует отстает от развитых стран. Если в США этот показатель давно превышает 25 процентов, то в России меньше 9. Это было предопределено всей структурой высшего образования, сформированной в советский период. Не соответствует общепринятым стандартам и совершенно недостаточна в условиях современного общества продолжительность школьного образования. Если в подавляющем большинстве стран мира, включая государства бывшего СССР, школьники учатся 12 лет, а в ряде европейских государств идет переход к 13-летнему образованию, то в России пока сохраняется 11-летнее (фактически 10-летнее) обучение в школах.
    Поэтому можно только приветствовать появление Национальной доктрины образования в Российской Федерации, которая определяет пути повышения образованности общества, переход к массовому высшему образованию, созданию 12-летней средней школы. В выступлениях Министра образования РФ профессора В.М.Филиппова неоднократно объяснялись причины и необходимость реформирования образования и те положительные результаты, к которым приведет реализация Национальной доктрины.
    Переход к массовому высшему образования требует существенного пересмотра организации учебного процесса, приемных экзаменов и в целом концепции образования. В частности, сразу возникает вопрос, как совместить большие потоки студентов с необходимостью подготовки специалистов самой высокой квалификации. Хотя наши вузы еще не слишком велики (крупнейший в России вуз МГУ по количеству студентов относится к небольшим по американским или японским меркам университетам), эта проблема уже давно требует разрешения в подавляющем большинстве российских вузов. Наиболее адекватной в этом смысле является многоуровневая система бакалавр-дипломированный специалист-магистр-аспирант-докторант. Тем, кто считает, что такая система не является российской, советую почитать Общий Устав Императорских Российских Университетов, например, 1863 года. Так, степень магистра присваивалась в России до 1917 года, степень, эквивалентная нынешнему бакалавру, называлась кандидатом.
    В рамках многоуровневой системы студент получает возможность реализовать себя в полной мере в соответствии со своими желаниями и способностями. Разумеется, уже на младших курсах должны быть созданы условия для продвинутого обучения наиболее способных студентов - будущих магистров. Уровень же обучения дипломированных специалистов, а особенно, магистров должен быть существенно поднят. Увеличение количества студентов не должно приводить к снижению качества подготовки. Студент, который не может в силу своих способностей или не хочет стать специалистом высокой квалификации, может закончить вуз со степенью бакалавра. Бакалавр - это образованный человек, который далее сам решает вопрос с выбором профессии, при этом его возможности в выборе неизмеримо шире, чем у выпускника средней школы.
    При переходе к массовому высшему образованию должны быть созданы условия для поступления в вузы всем желающим. Пора отказаться от иллюзии, что высокие конкурсы в вузы это хорошо. Высокие конкурсы показывают прежде всего нехватку мест в вузах, порождают систему репетиторства и коррупцию в вузах. Если каждый желающий сможет поступить в вуз, взяточничество исчезнет само собой.
    Должен быть решен вопрос с переходом к профессиональной армии, что позволит не отвлекать молодых людей от получения образования, а изучать военные дисциплины будут только те, кто в этом заинтересован.
    Постепенно произойдет изменение структуры образования от преимущественно технической и естественно-научной к преимущественно гуманитарной, экономической, юридической и управленческой, хотя для реализации такого перехода потребуется не одно десятилетие.
    Что касается вопроса о платном образовании, то, как неоднократно отмечал Министр В.М.Филиппов, через несколько лет число мест в государственных бюджетных вузах сравняется с числом выпускников средних школ, что приведет к резкому уменьшению количества коммерческих вузов. Введение же платного высшего образования в государственных вузах при нынешней экономической ситуации невозможно и не имеет никакого смысла. Россия должна идти путем Европы, где высшее образование "бесплатное", т.е за него платят не студенты, а все налогоплательщики.
    Для поддержания уровня фундаментального образования в России Научно-методический совет по математике Минобразования РФ предлагает развитие системы стандартов, обеспечивающих обязательный уровень знаний, без которого образование не может считаться высшим, согласование стандартов образования в вузах со стандартами школьного образования, использование в учебном процессе как в вузах, так и в школе учебников только с грифом Минобразования, создание эффективной системы аттестации и аккредитации вузов.

назадоглавлениевперед