Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u16.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:35 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:04:08 2012 Кодировка: koi8-r |
Ягола А.
(Москва).
В последние годы начался
переход к массовому высшему образованию:
увеличилось как абсолютное, так и относительное
количество студентов. Сейчас число студентов на
10000 населения превысило 260 (всего несколько лет
тому назад и в советское время - 170). Для сравнения
в США - более 500, в Южной Корее - 390, в европейских
странах - около 350. Таким образом, сделан первый
шаг на пути превращения Россию в страну
образованных людей. На самом деле, относительное
количество студентов в высших учебных
заведениях определяет и относительное
количество образованных (имеющих высшее
образование) людей среди взрослого населения
(старше 25 лет) - показатель, по которому Советский
Союз, а ныне Россия существует отстает от
развитых стран. Если в США этот показатель давно
превышает 25 процентов, то в России меньше 9. Это
было предопределено всей структурой высшего
образования, сформированной в советский период.
Не соответствует общепринятым стандартам и
совершенно недостаточна в условиях современного
общества продолжительность школьного
образования. Если в подавляющем большинстве
стран мира, включая государства бывшего СССР,
школьники учатся 12 лет, а в ряде европейских
государств идет переход к 13-летнему образованию,
то в России пока сохраняется 11-летнее (фактически
10-летнее) обучение в школах.
Поэтому можно только приветствовать
появление Национальной доктрины образования в
Российской Федерации, которая определяет пути
повышения образованности общества, переход к
массовому высшему образованию, созданию 12-летней
средней школы. В выступлениях Министра
образования РФ профессора В.М.Филиппова
неоднократно объяснялись причины и
необходимость реформирования образования и те
положительные результаты, к которым приведет
реализация Национальной доктрины.
Переход к массовому высшему
образования требует существенного пересмотра
организации учебного процесса, приемных
экзаменов и в целом концепции образования. В
частности, сразу возникает вопрос, как
совместить большие потоки студентов с
необходимостью подготовки специалистов самой
высокой квалификации. Хотя наши вузы еще не
слишком велики (крупнейший в России вуз МГУ по
количеству студентов относится к небольшим по
американским или японским меркам университетам),
эта проблема уже давно требует разрешения в
подавляющем большинстве российских вузов.
Наиболее адекватной в этом смысле является
многоуровневая система
бакалавр-дипломированный
специалист-магистр-аспирант-докторант. Тем, кто
считает, что такая система не является
российской, советую почитать Общий Устав
Императорских Российских Университетов,
например, 1863 года. Так, степень магистра
присваивалась в России до 1917 года, степень,
эквивалентная нынешнему бакалавру, называлась
кандидатом.
В рамках многоуровневой системы
студент получает возможность реализовать себя в
полной мере в соответствии со своими желаниями и
способностями. Разумеется, уже на младших курсах
должны быть созданы условия для продвинутого
обучения наиболее способных студентов - будущих
магистров. Уровень же обучения дипломированных
специалистов, а особенно, магистров должен быть
существенно поднят. Увеличение количества
студентов не должно приводить к снижению
качества подготовки. Студент, который не может в
силу своих способностей или не хочет стать
специалистом высокой квалификации, может
закончить вуз со степенью бакалавра. Бакалавр -
это образованный человек, который далее сам
решает вопрос с выбором профессии, при этом его
возможности в выборе неизмеримо шире, чем у
выпускника средней школы.
При переходе к массовому высшему
образованию должны быть созданы условия для
поступления в вузы всем желающим. Пора
отказаться от иллюзии, что высокие конкурсы в
вузы это хорошо. Высокие конкурсы показывают
прежде всего нехватку мест в вузах, порождают
систему репетиторства и коррупцию в вузах. Если
каждый желающий сможет поступить в вуз,
взяточничество исчезнет само собой.
Должен быть решен вопрос с переходом к
профессиональной армии, что позволит не
отвлекать молодых людей от получения
образования, а изучать военные дисциплины будут
только те, кто в этом заинтересован.
Постепенно произойдет изменение
структуры образования от преимущественно
технической и естественно-научной к
преимущественно гуманитарной, экономической,
юридической и управленческой, хотя для
реализации такого перехода потребуется не одно
десятилетие.
Что касается вопроса о платном
образовании, то, как неоднократно отмечал
Министр В.М.Филиппов, через несколько лет число
мест в государственных бюджетных вузах
сравняется с числом выпускников средних школ,
что приведет к резкому уменьшению количества
коммерческих вузов. Введение же платного высшего
образования в государственных вузах при
нынешней экономической ситуации невозможно и не
имеет никакого смысла. Россия должна идти путем
Европы, где высшее образование "бесплатное",
т.е за него платят не студенты, а все
налогоплательщики.
Для поддержания уровня
фундаментального образования в России
Научно-методический совет по математике
Минобразования РФ предлагает развитие системы
стандартов, обеспечивающих обязательный уровень
знаний, без которого образование не может
считаться высшим, согласование стандартов
образования в вузах со стандартами школьного
образования, использование в учебном процессе
как в вузах, так и в школе учебников только с
грифом Минобразования, создание эффективной
системы аттестации и аккредитации вузов.