Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:31 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:03:22 2012 Кодировка: koi8-r |
Тепоян Т.
(г. Ростов)
Одной из важнейших проблем
библиотек в регионе после распада СССР в
условиях всплеска этнического самосознания
населяющих Россию народов является организация
библиотечного обслуживания этнических и
лингвистических меньшинств.
В настоящее время почти все
региональные библиотечные службы страны
обслуживают в основном доминирующие группы
населения, предоставляя материалы и информацию
на наиболее распространенном в том или ином
регионе языке. Следует учесть, что в результате
миграций из одной страны в другую образуются
новые этнические общины наряду с уже
существующими. Они желают иметь
различные формы общественного самоуправления,
организацию образовательного процесса любого
уровня, собственные информационно-издательские
и культурные учреждения, разнообразные связи с
родственными этническими группами за рубежом.
Трудности межэтнической интеграции хорошо
осознают работники образования,
здравоохранения, социальных служб, а также
библиотек.
Во многих странах Запада вопросам
библиотечного обслуживания этнических
меньшинств, являющихся частью постоянного
населения страны, иммигрантов, иностранных
рабочих и студентов, уделяется самое серьезное
внимание. В целях улучшения обслуживания
населения, представляющего различные культуры,
проводятся семинары, конференции, круглые столы,
обмен опытом, выпускаются различные издания.
Широкое распространение, например, в США
получила концепция создания центров этнических
ресурсов. На наш взгляд, отечественные
библиотеки с учетом социокультурной ситуации в
своих регионах могли бы заимствовать некоторые
элементы содержания и формы, используемые
наиболее успешными западными библиотеками.
Например, при комплектовании фондов этническими
материалами публичные библиотеки могут
руководствоваться следующими соображениями:
Поскольку потребности
этнических меньшинств разнообразны, ресурсы
публичных библиотек должны отвечать их запросам,
то есть материалы должны быть рассчитаны на все
категории читателей. В связи с этим, необходимо
систематически изучать и выявлять
информационные, культурные, образовательные и
досуговые потребности обслуживаемого населения,
в том числе этнических меньшинств. На основе
анализа выявленных потребностей населения
следует формировать такие фонды, которые
соответствовали бы уровню подготовки, интересам,
интеллектуальному развитию и этнокультурным
традициям пользователей. Фонды могут состоять из
книг, журналов, аудио и видеокассет, лазерных
дисков, мультимедиа, компьютерных программ.
Повышению эффективности обслуживания
этнических меньшинств могло бы способствовать
также сотрудничество с этническими общинами,
поддерживающими тесные контакты с различными
культурными, общественными, политическими,
религиозными, научными, образовательными,
досуговыми учреждениями региона и СМИ. Примером
такого сотрудничества могут служить встречи с
известными людьми из числа меньшинств,
литературные и тематические вечера,
фотовыставки, театральные постановки,
информационные программы по специальным темам и
т.д.
Кроме того, чтобы этнические
меньшинства быстрее интегрировались в местное
сообщество, библиотекам следует использовать
разнообразные формы обслуживания: широкое
оповещение через различные средства массовой
информации о библиотечных услугах этническим
меньшинствам, проведение ориентационных занятий
по использованию библиотеки, оказание
консультативной помощи отдельным этническим
группам, предоставление справочной информации,
поощрение использования фонда во всех форматах
(на нетрадиционных носителях) и т.д.
Этнические меньшинства нуждаются в
особом внимании, поэтому библиотечный персонал
должен знать и уважать традиции, обычаи, образ
жизни обслуживаемых этнических групп, знать фонд
библиотеки, интересующий меньшинства, гибко
реагировать на этнодемографические изменения в
регионе, отстаивать интересы меньшинств,
постоянно стремиться к новым знаниям.
Таким образом, публичная библиотека в
регионе, являясь основным источником знаний и
информации для жителей региона, должна
обеспечивать условия для непрерывного
образования, самостоятельного решения
культурного развития как отдельного человека,
так и различных социальных и этнических групп.
При этом библиотеки должны быть общедоступны и
удовлетворять самым разнообразным культурным
запросам населяющих регион народов.