Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:31 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:03:22 2012
Кодировка: koi8-r
Библиотека в регионе: ресурсы национального возрождения культуры

Тепоян Т.
(г. Ростов)

Библиотека в регионе: ресурсы национального возрождения культуры

    Одной из важнейших проблем библиотек в регионе после распада СССР в условиях всплеска этнического самосознания населяющих Россию народов является организация библиотечного обслуживания этнических и лингвистических меньшинств.
    В настоящее время почти все региональные библиотечные службы страны обслуживают в основном доминирующие группы населения, предоставляя материалы и информацию на наиболее распространенном в том или ином регионе языке. Следует учесть, что в результате миграций из одной страны в другую образуются новые этнические общины наряду с уже существующими. Они желают иметь различные формы общественного самоуправления, организацию образовательного процесса любого уровня, собственные информационно-издательские и культурные учреждения, разнообразные связи с родственными этническими группами за рубежом. Трудности межэтнической интеграции хорошо осознают работники образования, здравоохранения, социальных служб, а также библиотек.
    Во многих странах Запада вопросам библиотечного обслуживания этнических меньшинств, являющихся частью постоянного населения страны, иммигрантов, иностранных рабочих и студентов, уделяется самое серьезное внимание. В целях улучшения обслуживания населения, представляющего различные культуры, проводятся семинары, конференции, круглые столы, обмен опытом, выпускаются различные издания. Широкое распространение, например, в США получила концепция создания центров этнических ресурсов. На наш взгляд, отечественные библиотеки с учетом социокультурной ситуации в своих регионах могли бы заимствовать некоторые элементы содержания и формы, используемые наиболее успешными западными библиотеками. Например, при комплектовании фондов этническими материалами публичные библиотеки могут руководствоваться следующими соображениями:

    Поскольку потребности этнических меньшинств разнообразны, ресурсы публичных библиотек должны отвечать их запросам, то есть материалы должны быть рассчитаны на все категории читателей. В связи с этим, необходимо систематически изучать и выявлять информационные, культурные, образовательные и досуговые потребности обслуживаемого населения, в том числе этнических меньшинств. На основе анализа выявленных потребностей населения следует формировать такие фонды, которые соответствовали бы уровню подготовки, интересам, интеллектуальному развитию и этнокультурным традициям пользователей. Фонды могут состоять из книг, журналов, аудио и видеокассет, лазерных дисков, мультимедиа, компьютерных программ.
    Повышению эффективности обслуживания этнических меньшинств могло бы способствовать также сотрудничество с этническими общинами, поддерживающими тесные контакты с различными культурными, общественными, политическими, религиозными, научными, образовательными, досуговыми учреждениями региона и СМИ. Примером такого сотрудничества могут служить встречи с известными людьми из числа меньшинств, литературные и тематические вечера, фотовыставки, театральные постановки, информационные программы по специальным темам и т.д.
    Кроме того, чтобы этнические меньшинства быстрее интегрировались в местное сообщество, библиотекам следует использовать разнообразные формы обслуживания: широкое оповещение через различные средства массовой информации о библиотечных услугах этническим меньшинствам, проведение ориентационных занятий по использованию библиотеки, оказание консультативной помощи отдельным этническим группам, предоставление справочной информации, поощрение использования фонда во всех форматах (на нетрадиционных носителях) и т.д.
    Этнические меньшинства нуждаются в особом внимании, поэтому библиотечный персонал должен знать и уважать традиции, обычаи, образ жизни обслуживаемых этнических групп, знать фонд библиотеки, интересующий меньшинства, гибко реагировать на этнодемографические изменения в регионе, отстаивать интересы меньшинств, постоянно стремиться к новым знаниям.
    Таким образом, публичная библиотека в регионе, являясь основным источником знаний и информации для жителей региона, должна обеспечивать условия для непрерывного образования, самостоятельного решения культурного развития как отдельного человека, так и различных социальных и этнических групп. При этом библиотеки должны быть общедоступны и удовлетворять самым разнообразным культурным запросам населяющих регион народов.

назадоглавлениевперед