Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u09.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:31 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:02:13 2012
Кодировка: koi8-r
Роль общественности в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и определении лесной политики в Сибири

Данилин И.
(г. Красноярск)

Роль общественности в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и определении лесной политики в Сибири

    Политические и экономические цели и решения стали оказывать на управление лесами все большее влияние. Лесной покров все быстрее трансформируется и сокращается. Сегодня эти негативные процессы интенсивно идут по всей планете и, особенно, в ее восточной части - в Азии, где расположены Сибирь и Российский Дальний Восток.
    В конечном счете, эти леса принадлежат отнюдь, не лесным специалистам, а тем более не политикам и хозяйственникам. Они - важнейший, а в бореальной зоне - стержневой элемент устойчивости экологической системы всего земного шара. Леса обеспечивают здоровую природную среду и потому их состояние - предмет заботы всего населения. Это осознается все в большей степени и становится ясным, что именно население как наиболее заинтересованная сила должно принимать участие в управлении лесами и контролировать это управление уполномоченными государственными структурами (Тепляков, 1999).
    Одной из главных составляющих демократического развития государства является создание условий для широкого участия общественности в обсуждении и подготовке политических решений. Известно, что если нет заинтересованности общественности или средств массовой информации в проблеме, то практически отсутствует воздействие на политиков.
    Управление лесами, основанное на сотрудничестве, работает наилучшим образом если:

    Россия постепенно и очень трудно переходит от командно административной системы управления к демократической. В нашей стране, где только появились ростки реального участия общественных организаций в процессе управления природными ресурсами и охраной природы, требуется разработка новых, а также приведение в систему уже принятых законодательных и административных актов. Во многих федеральных органах исполнительной власти, а также их представительных органах в субъектах Российской Федерации отсутствуют отделы по связи с общественностью. Этот пробел создает массу коммуникационных проблем и как следствие - слабое или неэффективное воздействие общественности на принятие решений в области управления, использования и охраны природных ресурсов.
    Тенденции мирового развития экологического, природоохранного и лесного законодательства, систем управления природными ресурсами показывают, что только там, где общественность привлекается для выработки экологически значимых решений, результаты во многих случаях превосходят ожидаемый эффект. Население в большинстве случаев либо выигрывает, либо страдает от решений, принимаемых в области использования природных ресурсов.
    Процесс вовлечения общественности чаще всего начинается с информирования о проблемах, стоящих перед теми или иными органами, которым требуется поддержка. Если информирование сопровождается образованием и просвещением, то шансы политиков и управленцев быть понятыми возрастают. И только после того, как общественность принимает те задачи, которые пытаются решить с ними вместе, возникает диалог, появляются понимание и поддержка. Таким образом, необходимо создать хотя бы рамочный механизм вовлечения общественности в решение проблем лесного сектора экономики.
    Длительное время в нашей стране общественность была, а подчас и остается простым статистом при принятии решений. Несмотря на закрепление в ряде законов отдельных положений о вовлечении общественности в разработку, обсуждение и принятие решений, нормативная правовая база явно недостаточна. Общественность стремится иметь информацию, хочет быть услышана и помочь руководителям разного ранга в принятии правильных управленческих решений. Особенно это касается проблем экологии и лесопользования, в связи с чем необходим особый закон об информировании граждан (Вовлечение населения в управление лесами России :, 1999).
    Вопрос о необходимости развития партнерских отношений между государственными и общественными организациями постоянно поднимается на различных совещаниях, конференциях, семинарах и в публикуемых материалах и документах как внутри России, так и за рубежом. Эти проблемы нашли свое отражение в региональных исследованиях Всемирного Банка по лесной политике России, на региональных и национальных семинарах Международного союза охраны природы и других акциях и мероприятиях по умеренным и бореальным лесам в Российской Федерации (Россия. Лесная политика :, 1997).
    В России крайне необходимо создание механизма общественного воздействия на сознание людей. Ведь именно люди являются причиной примерно 80% лесных пожаров, 100% нарушений правил охоты и рыболовства, незаконной добычи других природных ресурсов, почти 100% - загрязнения окружающей среды. Необходимо создание нетерпимого отношения в обществе к нарушителям природоохранного законодательства, ведь от его исполнения зависит здоровье, а подчас и жизнь людей, судьба будущих поколений.
    Однако до сих пор отсутствует нормативная база и опыт вовлечения общественности в принятие решений в области управления лесами. Необходима разработка руководств по привлечению и участию общественности к подготовке и принятию решений по управлению лесами как для органов исполнительной власти всех уровней, так и для общественности. Это позволит определить рамки консультационного процесса, даст возможность управленцам лучше понять запросы общества, а людям точнее понять проблемы управления лесами и оценить принимаемые решения (Тепляков, 1999).
    Основной проблемой взаимоотношений государственных структур в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является информированность граждан о лесах. В этой связи возникает ряд вопросов о доступе к информации, доверии и интерпретации информации, прозрачности действий сторон в информационном поле, а также выработке совместных позиций. Характер вовлечения общественности, этнических групп населения, коренных и малых народностей и т. д. нашел отражение в ряде нормативных правовых актов. Среди них - закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе" (1995), Лесной кодекс Российской Федерации (1997), постановление Правительства РФ "Об утверждении порядка предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющейся федеральной собственностью" (1997), соответствующий приказ Рослесхоза (от 20.10.97, ?. 143), Лесной Кодекс Хабаровского края (1998) и, Проект Лесного Закона Красноярского края (2000), который проходит в настоящее время процедуру публичных слушаний. Кроме того, имеется ряд ведомственных документов Федеральной службы лесного хозяйства России: Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации (1998), Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации (1998) и др. документы (Богдан, 2000).
    Для создания механизма вовлечения общественности в управление лесами России необходимо, во-первых, изучить и совершенствовать российскую нормативную правовую базу, во-вторых, сформировать сеть экспертов и структур по управлению лесами, в-третьих, создать широкую коалицию российских заинтересованных сторон путем проведения круглых столов, семинаров, совещаний и т. д.
    Особое внимание следует уделить усилению мотивов, побуждающих общественность к участию в управлении, путем привлечения ее к выступлению в средствах массовой информации. Важно также проводить целевое обучение законодателей, специалистов местных, национальных и федеральных агентств к взаимодействию с общественностью (Вовлечение населения в управление лесами России :, 1999).
    Разработка комплекта руководств и рекомендаций, а также нормативных правовых актов с привлечением общественности позволит до некоторой степени ликвидировать пробел в плане налаживания взаимодействия участников лесных отношений. Привлечение специалистов из других стран, имеющих опыт работы с общественностью в принятии решений, даст возможность улучшить отдельные аспекты выполнения проекта в России.
    В этой связи особую ценность и интерес представляют нормативно-правовые акты по лесам разработанные в Хабаровском и Красноярском краях, в которых впервые в России введены статьи, законодательно определяющие участие граждан и общественных объединений в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Опыт разработки этих документов особенно ценен тем, что в процессе их подготовки активное участие принимали ведущие российские ученые, а также зарубежные эксперты и специалисты из Агенства США по Международному развитию (USAID) Лесной службы США (USDA Forest Service), консалтинговых фирм Норвегии и Финляндии и других стран.
    В указанных выше документах четко определен широкий спектр прав и полномочий общественности на участие в лесоуправлении и определении лесной политики в регионе, однако механизмы реализации этих прав требуется еще сформулировать и совершенствовать в дальнейшем.

назадоглавлениевперед