Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u08.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:35 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:01:54 2012
Кодировка: koi8-r
Экологическое просвещение и образование: российский и зарубежный опыт

Дагбаева Н.
(г. Улан-Удэ)

Экологическое просвещение и образование: российский и зарубежный опыт

    Современный мир глубоко взаимосвязан и мы наблюдаем интернационализацию разных сфер общественной жизни. Все большую актуальность приобретают глобальные проблемы человечества, решение которых будет успешнее, если учитывать национальные особенности, и вместе с тем проводить сравнительный анализ мировых достижений ученых. Очевидно, что мы гораздо лучше можем осмыслить незнакомое явление, когда сравниваем его со знакомым, например, в нашем случае проблемы воспитания молодежи в окружающей среде.
    Важность обращения к зарубежному опыту не вызывает сомнения, но здесь, собственно как и во всем, важна мера. Взаимосвязь разных культур в большей мере способствуют прогрессу человечества в планетарном масштабе, и напротив, априорное неприятие любого зарубежного опыта может привести к самоизоляции.
    В англоязычных странах есть термин "ecological education", содействующий познанию природы, и есть энвайроментальное образование "Environmental education", ориентированный на решение социально-экологических проблем. Далее, когда будет использоваться термин "экологическое образование или воспитание" мы будем подразумевать как раз воспитание в сфере окружающей среды, или энвайроментальное воспитание.
    Это общепризнанный факт, что существенный вклад в интеграцию развития экологического образования и воспитания внесло проведение международных конференций и симпозиумов, непосредственно посвященных, или затрагивающих эту проблему.
    В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН состоялась конференция по проблеме окружающей среды человечества, итогом которой стало создание "Экологической программы Объединенных Наций" ("United Nations Environmental Program" UNEP), которая должна координировать экологические программы ООН и субсидировать отдельные акции.
    В 1975 году в Белграде прошел международный экологический форум при участии всех государств-членов ООН. В итоге был принят устав "Белградская хартия", в которой закреплены цели и содержание экологического воспитания.
    Экологическое воспитание впервые было объявлено компонентом общего образования и - еще шире - непрерывным процессом , длящимся в течение всей жизни.
    В 1977 году, в Тбилиси была организована межгосударственная конференция, поддерживаемая ЮНЕСКО и ООН, непосредственно посвященная экологическому воспитанию. На ней были определены концептуальные вопросы, связанные с целями, содержанием, методами экологического воспитания. Многие положения звучат актуально и по сей день.
    В 1987 году, в Москве прошел Глобальный экологический Форум политиков и религиозных деятелей. Вопросы экологического просвещения и образования обсуждались под девизом "Тбилиси + 10", т.е. был дан анализ задач Тбилисской конференции и еще раз подчеркнуто значение и необходимость экологического воспитания во всемирном масштабе.
    В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся Всемирный форум, разработавший концепцию устойчивого развития. (United Nations Conference for Environment and Development, UNCED, в основу которой легло положение о необходимости перестройки экологического сознания человечества).
    Суть парадигмы устойчивого развития в принципе не нова: жить в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим - это ли не извечное желание человечества? Существо концепции может быть передано краткой фразой: "устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способности будущих поколений удовлетворять свои потребности".    На экологическое образование в данном случае возлагаются особые надежды, что оно может повлиять на представление о ценностях у будущих поколений.
    В докладе будут более подробно освещены итоги международных конференций по экообразованию и их роль в современном развитии.
    По мнению многих отечественных и зарубежных педагогов и философов, введение в образовательный процесс экологического "вектора" придает необходимую системность и даже устойчивость педагогическому процессу (Урсул А., 1998 г.). Другой западный ученый Генрих Бельтц высказался примерно также "с одной стороны, экологизация педагогики служит адекватным ответом на явно наблюдаемый кризис воспитания, с другой стороны, педагогизация экологии поможет справиться с кризисом окружающей среды" (1995). Так, в контексте устойчивого развития меняется и роль учителя: обыкновенный учитель передает опыт прошлого. Хороший учитель готовит детей к жизни в будущем. Ученые всего мира считают это не просто пожеланием, а условием выживания нашей цивилизации.
    Экологические проблемы получили наибольшее социальное звучание на Западе в середине 60-х годов, когда книга Рэтчел Карсон "Безмолвная весна" стала импульсом для развития зеленого движения. В то время существовало убеждение, что экологические проблемы легко решить путем внедрения новых технологий, в частности ограничить загрязнение окружающей среды в Западной Европе: но уже в следующем десятилетии возросла угроза глобального изменения климата, гибели лесов, появления озоновой дыры. Сегодня уже все осознали, что проблемы окружающей среды имеют отношение ко всем аспектам человеческой деятельности и требуют комплексного подхода для их разрешения.
    Эти конференции показали, что, частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать и кризис в области теории и практики воспитания. Он сегодня проявляется на всех уровнях: ценностном, целевом, содержательном, и отчасти технологическом. Все эти аспекты будут также рассмотрены в докладе.
    Понятно, что никакой, даже самый лучший опыт нельзя пересадить на отечественную почву. Основная же задача сопоставительной педагогики состоит не в простом механическом объединении разноаспектных сведений, а в получении нового знания. В докладе будет дан сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта и выведено то новое, интегративное знание.

назадоглавлениевперед