Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u08.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:13:35 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 23:01:54 2012 Кодировка: koi8-r |
Дагбаева Н.
(г. Улан-Удэ)
Современный мир глубоко
взаимосвязан и мы наблюдаем интернационализацию
разных сфер общественной жизни. Все большую
актуальность приобретают глобальные проблемы
человечества, решение которых будет успешнее,
если учитывать национальные особенности, и
вместе с тем проводить сравнительный анализ
мировых достижений ученых. Очевидно, что мы
гораздо лучше можем осмыслить незнакомое
явление, когда сравниваем его со знакомым,
например, в нашем случае проблемы воспитания
молодежи в окружающей среде.
Важность обращения к зарубежному
опыту не вызывает сомнения, но здесь, собственно
как и во всем, важна мера. Взаимосвязь разных
культур в большей мере способствуют прогрессу
человечества в планетарном масштабе, и напротив,
априорное неприятие любого зарубежного опыта
может привести к самоизоляции.
В англоязычных странах есть термин
"ecological education", содействующий познанию
природы, и есть энвайроментальное образование
"Environmental education", ориентированный на решение
социально-экологических проблем. Далее, когда
будет использоваться термин "экологическое
образование или воспитание" мы будем
подразумевать как раз воспитание в сфере
окружающей среды, или энвайроментальное
воспитание.
Это общепризнанный факт, что
существенный вклад в интеграцию развития
экологического образования и воспитания внесло
проведение международных конференций и
симпозиумов, непосредственно посвященных, или
затрагивающих эту проблему.
В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН
состоялась конференция по проблеме окружающей
среды человечества, итогом которой стало
создание "Экологической программы
Объединенных Наций" ("United Nations Environmental
Program" UNEP), которая должна координировать
экологические программы ООН и субсидировать
отдельные акции.
В 1975 году в Белграде прошел
международный экологический форум при участии
всех государств-членов ООН. В итоге был принят
устав "Белградская хартия", в которой
закреплены цели и содержание экологического
воспитания.
Экологическое воспитание впервые было
объявлено компонентом общего образования и - еще
шире - непрерывным процессом , длящимся в течение
всей жизни.
В 1977 году, в Тбилиси была организована
межгосударственная конференция, поддерживаемая
ЮНЕСКО и ООН, непосредственно посвященная
экологическому воспитанию. На ней были
определены концептуальные вопросы, связанные с
целями, содержанием, методами экологического
воспитания. Многие положения звучат актуально и
по сей день.
В 1987 году, в Москве прошел Глобальный
экологический Форум политиков и религиозных
деятелей. Вопросы экологического просвещения и
образования обсуждались под девизом "Тбилиси +
10", т.е. был дан анализ задач Тбилисской
конференции и еще раз подчеркнуто значение и
необходимость экологического воспитания во
всемирном масштабе.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся
Всемирный форум, разработавший концепцию
устойчивого развития. (United Nations Conference for Environment and
Development, UNCED, в основу которой легло положение о
необходимости перестройки экологического
сознания человечества).
Суть парадигмы устойчивого развития в
принципе не нова: жить в стабильном,
предсказуемом мире, властвовать над своим
будущим - это ли не извечное желание
человечества? Существо концепции может быть
передано краткой фразой: "устойчивое развитие
- это развитие, которое удовлетворяет
потребности настоящего поколения, не подвергая
риску способности будущих поколений
удовлетворять свои потребности". На
экологическое образование в данном случае
возлагаются особые надежды, что оно может
повлиять на представление о ценностях у будущих
поколений.
В докладе будут более подробно
освещены итоги международных конференций по
экообразованию и их роль в современном развитии.
По мнению многих отечественных и
зарубежных педагогов и философов, введение в
образовательный процесс экологического
"вектора" придает необходимую системность и
даже устойчивость педагогическому процессу
(Урсул А., 1998 г.). Другой западный ученый Генрих
Бельтц высказался примерно также "с одной
стороны, экологизация педагогики служит
адекватным ответом на явно наблюдаемый кризис
воспитания, с другой стороны, педагогизация
экологии поможет справиться с кризисом
окружающей среды" (1995). Так, в контексте
устойчивого развития меняется и роль учителя:
обыкновенный учитель передает опыт прошлого.
Хороший учитель готовит детей к жизни в будущем.
Ученые всего мира считают это не просто
пожеланием, а условием выживания нашей
цивилизации.
Экологические проблемы получили
наибольшее социальное звучание на Западе в
середине 60-х годов, когда книга Рэтчел Карсон
"Безмолвная весна" стала импульсом для
развития зеленого движения. В то время
существовало убеждение, что экологические
проблемы легко решить путем внедрения новых
технологий, в частности ограничить загрязнение
окружающей среды в Западной Европе: но уже в
следующем десятилетии возросла угроза
глобального изменения климата, гибели лесов,
появления озоновой дыры. Сегодня уже все
осознали, что проблемы окружающей среды имеют
отношение ко всем аспектам человеческой
деятельности и требуют комплексного подхода для
их разрешения.
Эти конференции показали, что, частью
глобального кризиса, переживаемого
человечеством на рубеже веков, можно считать и
кризис в области теории и практики воспитания. Он
сегодня проявляется на всех уровнях: ценностном,
целевом, содержательном, и отчасти
технологическом. Все эти аспекты будут также
рассмотрены в докладе.
Понятно, что никакой, даже самый лучший
опыт нельзя пересадить на отечественную почву.
Основная же задача сопоставительной педагогики
состоит не в простом механическом объединении
разноаспектных сведений, а в получении нового
знания. В докладе будет дан сравнительный анализ
отечественного и зарубежного опыта и выведено то
новое, интегративное знание.