Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf39.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:42:03 2012
Кодировка: koi8-r
КАКОВЫ КРИТЕРИИ СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ОБЩЕСТВЕ?

О. Побережная
Томск

КАКОВЫ КРИТЕРИИ СВОБОДЫ ГРАЖДАН В ОБЩЕСТВЕ?

    Чтобы начать свое выступление, я должна прежде всего отказаться от определения каких-либо критериев свободы граждан в обществе. Дело в том, что тот, кто определит такие критерии, поставит себя над свободой. Он охватит свободу целиком и таким образом сможет ее контролировать (ограничивать). В какой-то момент он сможет объявить, что все критерии свободы уже присутствуют в обществе и поэтому больше к свободе стремиться не надо. Но общество - это непрекращающийся динамический процесс построения этого же самого общества. Понимание свободы может меняться в зависимости от времени и особенностей общества. Если в США 60-х годов свободой считалась возможность для белых и афро-американцев пить из одного фонтанчика, то в СССР в это время свобода - возможность слушать The Beatles. Я осмелюсь утверждать, что свобода в современном обществе - это возможность для гражданина самому определить критерии свободы для себя изнутри своей самости, которую он должен построить. И здесь я не ухожу далеко от гегелевской диалектики свободы и долженствования. Залог свободы сейчас - построение человеком себя самого, потому что никто и ничто другое построить его не может.
    Понимание и понятие свободы - это конструкт, уникальный в каждом обществе на определенном историческом этапе. В Древней Греции свободный человек был тождествен истинному человеку, потому что рабы и варвары людьми не считались. "Свобода, равенство и братство" - знамя Французской революции, которая разрушила Бастилию и лишила как свободы, так и жизни аристократов. Свобода была противоположностью состоянию рабства, как, например, для афро-американцев в США. Я уверена, что сейчас в России многие назовут признаком свободы возможность пользоваться Интернетом. Таким образом, свобода может рассматриваться в контексте философии, политики, идеологии и пропаганды, культуры. Попробуем посмотреть на свободу в контексте практического действия.
    В современном мире стало понятно, что американский путь демократии не эталон для развития стран с другим историческим опытом. Это скорее счастливое исключение из правил. Хорошая конституция - еще не залог свободы. Отцы-основатели - не создатели американской свободы, она была записана в умах, а главное, в практике жизни колонистов задолго до того, как они решили запечатлеть эту свободу на полотне реальности в виде Бостонского чаепития. Скажем, знаменитая сталинская Конституция, которая была самой демократичной в мире на тот момент, не гарантировала свободы, потому что сама практика жизни советских граждан противоречила нормам Конституции. Вера в то, что жизнь можно спроектировать на бумаге, исходит из оптимизма проекта Просвещения. Модерн основан на вере в направленное поступательное движение к прогрессу. Таким образом, свободные в соответствии с каждодневными коммуникативными практиками американцы могли верить в то, что они свободны, потому что так решили. Практика жизни складывается, исходя из разных точек зрения на этот предмет, в зависимости от действия коллективного бессознательного, от игры производительных сил, от воли Божьей, от созидающего разума человека, от воплощения Абсолютного Духа. Эпоха постмодерна внесла в гуманитарные науки признание хаотичности, непредсказуемости общественной жизни - то, что по отношению к материальному миру уже давно открыла квантовая физика. Итак, сейчас не существует никакого высшего судии, который мог бы сказать, что такое свобода, - ни Абсолютного Духа, ни марксизма-ленинизма.
    Со времени так называемого "лингвистического поворота" в современной философии любой объект анализа рассматривается как знаковая система (Суровцев В. А., Сыров В. Н. Языковая игра и роль метафоры в научном познании. http://www.philosophy.nsc.ru/life/journals/PHILSCIENCE/5_99/02_SUROV).
    "Согласно Рорти, человек реализует себя в языке, конструируя свой опыт - ментальную, жизнетворческую практику, как своего рода текст" (Джохадзе И. Философия как метафора (предисловие к статье Р. Рорти "Философия Хайдеггера и прагматизм". http://www.rema.ru:8101/komment/komm/13/jokh.htm). То есть общество предстает как постоянно (вос)производимый гражданами текст, и свобода соответственно - текст внутри этого гипертекста. Общество воспроизводится с помощью так называемых дискурсивных практик. Таким образом, единственный способ узнать/показать, что такое свобода, - это жить свободно. Но современное общество, особенно такое развитое, как американское, не дает много возможностей жить свободно. Американское общество строго регламентировано - от ритуалов Рождества и дней рождений, через ритуал Выпускного и на всю жизнь. За исполнением ритуалов строго следят СМИ. И чем выше уровень развития, чем больше приходится на человека свободного времени, которое можно занять телевизором и Интернетом, тем больше человек попадает под действие обезличивающей системы, поддерживающей "метанарратив" общества (т. е. комплекс общепринятых верований, которые определяют каждое действие и каждое слово любого участника общественных отношений, включая так называемых "облеченных властью") - основание власти государства.
    Итак, в постмодерне любое сказанное слово, т. е. речевая практика, т. е. акт (вос)произведения текста-общества становится вопросом политическим, как считают постструктуралисты. Политика в современном мире рассеивается, и нет ничего, что было бы полностью вне политики. Политика рассеивается с высот общественной пирамиды и приходит в микрополитику - из Парламента в больницу, из Белого дома в клуб по интересам (Kellner D. Intellectuals, the New Public Spheres and Techno-Politics. http://www.dseis.uela.edu/courses/ed253a/newDK/intell.html).
    В итоге общество постмодерна отличается двумя особенностями: во-первых, нет высшего авторитета, который мог бы диктовать, что такое свобода; во-вторых, свобода теперь находится совсем близко - не только на уровне Конституции и Высшего Суда, но и в каждодневных взаимоотношениях граждан в семье, в транспорте, в вузах. Ускользание от определения - вот сегодняшняя свобода. Нельзя позволить господствующему метанарративу определить твое место в одной из ячеек существующих отношений, потому что соты этих ячеек сложены не тобой и даже не теми, кто находится на самом верху общественной иерархии. Метанарратив определяется прежде всего самим языком. Таким образом, полная свобода невозможна. И отказавшись от языка, мы отказываемся от возможности хотя бы написать такой доклад и выступить на конференции и замалчиваем свободу - свободу как комплекс идей, представленных в языке, с которыми можно играть, подставляя их под разными углами под лучи света. Таким образом мы не выясним сути понятия свободы, не подарим свободы тем, у кого ее нет, но так можно не дать нам выдать за свободу то, что ею не является.
    Возможный выход видится в так называемой хронополитике "третьего времени", которая сейчас изучается на Западе. Эта концепция противостоит дихотомии "труд - досуг", определяющей жизнь гражданина в развитом обществе. "Несостоятельность общества, жестко членившего жизнь на рабочее время и досуг, проявилась в его неспособности адаптироваться к кризисам" (Панарин А. С. Философия политики. М., 1996. С. 102). "Решение проблем цивилизации: в направлении того, что можно назвать моделью подлинного существования" (Там же. С. 103). "Третье время" - это "самодеятельное время", которое "носит самоценный и качественный характер, ему противопоказано все то, что выходит за рамки личного смысла и лично осознаваемого интереса" (Там же.). Это время, когда человек выходит из ячейки под названием "служащий страховой компании", а также из ячейки "посетитель Диснейленда" и занимается тем, чем он действительно хочет заниматься, - например, создает образовательную страницу в Интернете. Там он выражает свои лучшие побуждения и воплощает свои лучшие умения, развивая себя и давая развиваться другим. Именно такая коммуникативная практика может называться свободной. Противостояние "самодеятельного времени" и времени, навязываемого метанарративом современного общества модерна, можно сопоставить с противостоянием двух моделей жизни по Э. Фромму "иметь" или "быть".
    Карл Поппер говорил следующее о переходе от "закрытого" общества к "открытому": "Такой переход имеет место тогда, когда социальные институты впервые сознательно признаются продуктами человеческого творчества и когда их сознательное изменение обсуждается в терминах их пригодности для достижения человеческих целей и намерений" (Бляхер Л. Е. Виртуальные состояния социума, или Шансы и риски открытого общества в России. М., 1997. С. 12). Не будет большой натяжкой сказать, что те же условия необходимы для существования свободы. Постмодерн поставил в центр политики человека. Было бы радостно, если бы человек воспользовался этим шансом и выяснил, каковы же его цели и намерения, не оставляя это на откуп MTV.

ї Побережная О., 2000

назадоглавлениевперед