Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf21.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:37:14 2012 Кодировка: koi8-r |
О. Сальникова
Омск
Проблема адаптации
американских моделей обучения к отечественным
условиям и их эффективное применение
являются важной составной частью использования
опыта, полученного в ходе участия в программах
российско-американских образовательных обменов.
Модель обучения на основе опыта,
широко применяемая в США при обучении студентов
и взрослых, пока недостаточно используется в
отечественной теории и практике образования.
При поиске путей адаптации
американских моделей обучения возникают
вопросы: "Готовы ли российские студенты к
такой же степени самостоятельности, как и
американские?", "Как эффективно
использовать имеющийся жизненный и
профессиональный опыт студентов в их дальнейшем
образовании и развитии?"
В американской системе образования
студенты более свободны в выборе дисциплин,
курсов, содержания обучения. Российские
исторические традиции в образовании
предполагают более авторитарную роль учителя.
Может ли российский студент быть таким же
свободным и самостоятельным, как американский?
Для ответа на этот вопрос мы проверили
эффективность теории Г. Гроу о взаимозависимости
опыта и знаний обучаемых, уровня
самостоятельности обучаемых и стиля
преподавания. Адаптируя модель Г. Гроу к условиям
технического вуза, можно сделать вывод о том, что
чем больше студент имеет знаний, навыков и опыта
по какому-либо предмету, тем больше он
самостоятелен в его изучении и тем больше
преподаватель выполняет роль консультанта,
помощника.
Уровень |
Характеристика студента |
Стиль преподавания |
Формы обучения |
---|---|---|---|
1 |
Зависимый |
Авторитарный
наставник, |
Обучение с немедленной обратной связью, многократное повторение действий, информационная лекция, преодоление сопротивления |
2 |
Заинтересованный |
Мотиватор, гид |
Управляемая дискуссия, постановка целей и помощь в выборе способов обучения |
3 |
Активный |
Помощник |
Групповые проекты, семинары, дискуссии на равных |
4 |
Самостоятельный |
Консультант |
Практика, исследовательские проекты, индивидуальное обучение, диссертации |
При этом в одной и той же
группе могут быть студенты с разным уровнем
самостоятельности, что требует от преподавателя
применения индивидуального подхода к каждому и
организации процесса обучения на основе опыта
(experiential learning).
Зарубежные концепции обучения на
основе опыта (experiential learning) рассматривают пути
эффективного использования имеющегося
жизненного и профессионального опыта обучаемых
в их дальнейшем образовании и развитии. Обучение
на основе опыта исследуется рядом американских
педагогов (Дьюи, Колб, Ноулз и др.) Идея опоры на
опыт является ведущей в теории и практике
образования взрослых. Проводились исследования
в разных направлениях: обучение на основе опыта
на рабочем месте (Boud and Walker, 1991), взаимосвязь
жизненного опыта и результатов развития (Merriam, Yang,
1996), технология организации процесса обучения на
основе опыта (Dennison and Kirk, 1990).
Интегрировать богатый опыт обучаемых
в процесс обучения можно при помощи таких форм
обучения, как дискуссии, проблемные ситуации (в
процессе профессиональной деятельности или в
ходе производственной практики реальные
проблемные ситуации обусловливают
необходимость приобретения новых знаний), методы
разбора случаев и т. д. Важную роль при этом
играет взаимодействие участников группы,
команды. Опыт показал, что студенты часто не
готовы принять некоторые новые формы
организации занятий, например, такие, как
групповые дискуссии, дебаты, обсуждение
вопросов, требующих критического мышления.
Большую роль в успехе таких форм занятий играет
мастерство преподавателя.
В условиях технического вуза
применение концепции обучения на основе опыта
наиболее эффективно при проведении
производственных практик и при изучении
специализированных дисциплин на старших курсах.
А также само знание и применение принципов
обучения на основе опыта позволяет сократить
период адаптации выпускников технического вуза
на рабочем месте.
Таким образом, применение зарубежных
моделей обучения на основе опыта (experiential learning)
является эффективным в условиях российского
вуза, если учитываются национальные и
исторические образовательные традиции, если
меняется роль преподавателя в зависимости от
уровня самостоятельности обучаемого, если
создаются учебные ситуации, которые позволяют
студентам применять свой опыт и учиться на
основе опыта других.
ї Сальникова О., 2000
Grow G. Teaching Learners to be Self-directed //Adult Education Quarterly. Vol. 41. No. 3. Spring, 1991. P. 125-149.