Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf29.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:23 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:39:18 2012
Кодировка: koi8-r
ПРАВА ЖЕНЩИН И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РОССИИ

Г. Брандт
Екатеринбург

ПРАВА ЖЕНЩИН И ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В РОССИИ

    Обретение женщиной подлинных гражданских прав в России во многом зависит от формирования новой гендерной ситуации в обществе. Несмотря на объявление в начале советской эпохи всеобщего равенства между полами и даже попыткой стереть между ними "грани", представление о природном предназначении и роли женщины в обществе по сути не изменилось. На место явных форм дискриминации женщин пришли скрытые, которые основывались на убеждении, что женщина, так сказать, "по природе" представляет собой "другое" мужчины и потому никакие социальные реформы не могут поставить женщину в равное социальное положение с мужчиной. Такого рода убеждения настолько глубоко укоренены в российском сознании, что только авторитетный взгляд "извне" может показать относительность наших представлений о природном предназначении пола. Собственно гендерные исследования вообще и анализ гендерной ситуации России в частности призваны как раз расшатывать, если не снимать вовсе половые стереотипы в умах людей.
    В своем выступлении я хочу представить статью американского антрополога Нэнси Рис как пример такого взгляда со стороны на российские представления о мужчине и женщине, которые кажутся нам естественными. Автор статьи "рисует" такие портреты наших представлений: "Мужчины рациональны, женщины эмоциональны. Мужчины думают головой, женщины - сердцем"; "Мужчины - существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках"; "Мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться"; "Мужчины - это сила, женщины - это слабость". Я привела примеры распространенных среди современных россиян гендерных стереотипов. Подобные высказывания звучат довольно эмоционально из уст как женщин, так и мужчин; противоречивость многих из таких суждений (например, что мужчины "по природе" и рациональны, и безответственны, хотя рационализм, казалось бы, должен порождать в человеке чувство ответственности) никого не смущает. Конечно, люди признают, что бывают разные характеры: с одной стороны, серьезные, порядочные мужчины, а с другой - беспутные пьяницы; точно так же есть гордые, спокойные женщины, но есть и сварливые сплетницы. В суждениях русских о половых различиях людей присутствует ряд неоднозначных характеристик, и тем не менее у них имеются вполне определенные представления об основных, "естественных качествах мужчин и женщин" (Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. 1994. N 5. С. 44-45).
    В процессе своего анализа Н. Рис приходит к выводу, который называет "очевидным парадоксом". Он заключается в том, что семьдесят лет коммунистической идеологии и соответствующего образования, пропаганды и социалистического реализма, а также официальных стараний внедрить в общество идею равенства женщин и равного их участия в общественной жизни мало чего достигли в поднятии статуса женщин как в умах людей, так и в реальной действительности. В результате чего для автора статьи совершенно очевидно, что женщины требуют от самих себя гораздо больше, чем от мужчины и "из-за своего второстепенного положения в обществе" и из-за своей "психологической приниженности", связанных прежде всего со всемогущими половыми стереотипами (которые люди считают созданными природой, а значит, неизменными). "Русская женщина вынуждена "раздваиваться", "растраиваться", выворачиваться наизнанку и "расшибаться в лепешку", поскольку она "и швец, и жнец, и на дуде игрец" и должна успеть все и везде. Главный способ противостоять социальному и эмоциональному притеснению, основанному на идеологии "врожденной" женской неполноценности, - это ежедневная демонстрация женщиной своей выносливости и способности безупречно выполнять возложенные на нее обязанности. Мужчинам для обретения чувства собственного достоинства нет необходимости играть более одной роли, поскольку жизнь российского общества убеждает его в том, что он - существо высшего порядка, а следовательно, может не слишком напрягаться" (Рис Н. Указ. соч. С. 47).
    Думается, излишне доказывать, что права женщины как социального и культурного субъекта не могут обрести статус действительных (а не только декларируемых) без решения "гендерной проблемы". Причем очевидно, что решение это значимо совсем не только для женщин. Как замечает в конце рассматриваемой статьи Н. Рис: "Несомненно, что господствующие иные полоролевые стереотипы причиняют вред обоим полам. Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчины молчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин в домашнем быту. На первый взгляд, сверхактивность и сверхзаботливость женщин освобождают мужчин от беспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такое охранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойство зависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлению могущественных сил в других сферах общественной жизни. В результате мужчины, которых описанные выше отношения женщин как бы уподобляют детям, оказываются не в состоянии ни сопротивляться неблагоприятным социальным условиям, ни работать в полную силу в своей собственной профессии. И вся власть мужчин в обществе на деле оказывается столь же иллюзорной и хрупкой, как и их власть и превосходство над женщинами. Хотя в этой статье я откровенно выступаю на стороне женщин, я убеждена, что отказ от стереотипов будет благотворен для общества в целом, так как высвободит немалый личностный и общественный потенциал, ныне скрытый из-за слепого шаблонного мышления" (Рис Н. Указ. соч. С. 49-50.)

ї Брандт Г., 2000

назадоглавлениевперед