Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf28.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:23 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:39:02 2012 Кодировка: koi8-r |
И. Матвейчева
Улан-Удэ
Едва ли в истории
человечества можно найти общество, которое было
бы вполне довольно собственным законом. В любом
государстве и в любую эпоху существует
бесконечное разнообразие интересов -
политических, экономических, религиозных,
возрастных и многих других, диктующих
равноправное сосуществование самых разных
взглядов на социум и основные принципы его
развития.
Для того чтобы упорядочить
собственную жизнь, общество рождает власть,
наделяя ее определенным и полномочиями и в то же
время пытаясь ограничить ее. Общество права - это
то общество, где власть вписана в рамки закона.
Это общество свободы, свободы перед лицом власти.
И власть гарантирует эту свободу: гарантия
заключается в праве общества быть и иметь статус
гражданского, т. е. отдельного от государства,
находящегося за его пределами. При этом общество
оставляет за собой возможность наделять
государство полномочиями, которые оно делит
между тремя его ветвями: судебной,
исполнительной и законодательной.
Законодательная власть ответственна
за то, насколько полно она представляет
общественные интересы, отражая их в
соответствующих законах страны. Закон
обязателен для всех именно в силу того, что он
является актом парламента, представляющего
интересы всех слоев и социальных групп. Но из
общеобязательности законов вытекает и обратное:
они должны соответствовать интересам общества,
тем многочисленным и разнообразным чаяниям и
потребностям, отстаивание которых становится
целью разнообразных объединений.
В процессе изучения технологии
законодательства мы пришли к следующим выводам.
Негосударственным общественным объединениям стоит все более настойчиво ставить вопрос о недостаточной вовлеченности общества в процесс принятия государственных решений. Гражданское общество не приходит само собой - за него нужно бороться. Появившиеся в России ростки демократической системы убеждают в том, что впервые в отечественной истории у общества появился шанс потеснить государство. И этот шанс стоит использовать.
Власть и женщина Доля женщин-парламентариев
составляет в Государственной думе менее 10%, в
Совете Федерации - 0,5%. Для сравнения: в странах
Евросоюза в среднем процент женщин в парламентах
(нижней и верхней палатах) составляет 15%, а в
кабинете министров - 16%. Три скандинавские страны
имеют самую высокую численность
женщин-парламентариев: от 33 до 40%, за ними следуют
Нидерланды, Германия, Австрия. Что касается
кабинета министров, то здесь лидируют: Швеция - 50%
женщин, Финляндия, Дания, Нидерланды - более одной
трети женщин. В Норвегии: депутаты парламента - 39%,
на должностях на уровне министра - 35%. При анализе
количественных данных возникает вопрос, почему
так мало женщин на позициях власти у нас? Женщины
составляют около половины населения, и они
должны быть пропорционально представлены на
уровне принятия решений. В настоящее время
существует квазимонополия мужчин в политике, это
подтверждает статистика. А недостаточное
представительство женщин поднимает вопрос о том,
насколько легитимны существующие структуры.
Исследования показывают, что женщины лучше, чем
мужчины, могут определять и артикулировать свои
объективные интересы.
С другой стороны, когда женщины
достигают "критической массы" в
политических структурах, то меняется понимание
политики, наблюдается отход от ее традиционного
толкования, изменяется культура принятия
решений, расширяется круг проблем, которые
принято считать политическими (уход за детьми,
планирование семьи, сексуальность, насилие в
отношении женщин и др.) Стили лидерства также
отличаются. Стиль лидерства женщин: женщины
более чувствительны к нуждам избирателей, к
нахождению решений, более склонны к коллективной
работе. Стиль лидерства мужчин отличается
большой иерархичностью, авторитаризмом,
технократичностью. Мужчины и женщины имеют
разный опыт, знания, интуицию. Учет видения тех и
других может привести к формированию и
проведению более сбалансированной и
просвещенной государственной политики.
Сейчас, когда для выхода из кризиса
необходимы неординарные решения, гибкость,
стабильность и мир, все вышеперечисленное
становится очень актуальным.
Женщины-лидеры в силу своего
социального специфически женского опыта в
решении семейных проблем, воспитании детей, в
заботе о больных и престарелых, сохранении мира в
семье, организации домашнего хозяйства и
повседневной жизни накопили уникальный опыт
сопереживающего, сочувствующего, ищущего
гуманистических, неагрессивных решений стиля
лидерства.
Для сегодняшней России
термин "социальное партнерство" - новый. Его
смысл состоит в налаживании конструктивного
взаимодействия между тремя силами, действующими
на общественной арене страны, - государственными
структурами, коммерческими предприятиями и
некоммерческими организациями. Взаимодействие
между ними необходимо для того, чтобы
совместными усилиями решать социально значимые
проблемы, например бедности, бездомности,
сиротства, насилия в семье, загрязнения
окружающей среды. Представители каждого сектора
обычно по-разному осознают собственную
ответственность за эти человеческие беды, имеют
различные представления о самой природе
социальных проблем. Но, несмотря на все связанные
с этим противоречия, сотрудничество секторов
жизненно необходимо для всего общества,
поскольку ни государство, ни бизнес, ни
общественность не могут в одиночку преодолеть
социальную несправедливость и конфликты,
обеспечить людям равные возможности для
достойной жизни, добиться стабильности в
демократическом государстве.
В настоящее время в России не
проводится осознанной социальной политики, а
осуществляется административно-социаль-ное
манипулирование. Мы выступаем за социальное
партнерство гражданских инициатив трех сил:
некоммерческого сектора - это в основном человеческие ресурсы, основанные на внутренней мотивации граждан, и через эти ресурсы - выход на дополнительные негосударственные источники финансирования, а также на резервы общества, независимые ни от капитала (интеллект), ни от власти (свобода творчества);
коммерческих организаций - это деньги и умение делать деньги;
государственных структур - это средства государственного бюджета и управленческие эффекты, связанные с возможностями финансового и налогового маневра, а также другие, в том числе человеческие и природные ресурсы.
Наиболее приемлемой формой осуществления сознательной социальной политики является реализация целевых социальных программ через механизмы открытой конкурсности. Таких механизмов может быть, по крайней мере, два: социальный заказ и государственный грант.
ї Матвейчева И., 2000