Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf28.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:23 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:39:02 2012
Кодировка: koi8-r
ГРАЖДАНЕ И ВЛАСТЬ

И. Матвейчева
Улан-Удэ

ГРАЖДАНЕ И ВЛАСТЬ

    Едва ли в истории человечества можно найти общество, которое было бы вполне довольно собственным законом. В любом государстве и в любую эпоху существует бесконечное разнообразие интересов - политических, экономических, религиозных, возрастных и многих других, диктующих равноправное сосуществование самых разных взглядов на социум и основные принципы его развития.
    Для того чтобы упорядочить собственную жизнь, общество рождает власть, наделяя ее определенным и полномочиями и в то же время пытаясь ограничить ее. Общество права - это то общество, где власть вписана в рамки закона. Это общество свободы, свободы перед лицом власти. И власть гарантирует эту свободу: гарантия заключается в праве общества быть и иметь статус гражданского, т. е. отдельного от государства, находящегося за его пределами. При этом общество оставляет за собой возможность наделять государство полномочиями, которые оно делит между тремя его ветвями: судебной, исполнительной и законодательной.
    Законодательная власть ответственна за то, насколько полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп. Но из общеобязательности законов вытекает и обратное: они должны соответствовать интересам общества, тем многочисленным и разнообразным чаяниям и потребностям, отстаивание которых становится целью разнообразных объединений.
    В процессе изучения технологии законодательства мы пришли к следующим выводам.

  1. У российской общественности есть возможность влиять на ход законодательного процесса. Эта возможность гарантирована действующей Конституцией РФ.
  2. Чтобы умело отстаивать свои интересы в законодательном процессе, активные граждане и их объединения должны в деталях представлять себе законодательную процедуру.
  3. Наиболее перспективными для лоббирования стадиями являются самовнесение законодательной инициативы и работа с законопроектом в Государственной думе - нижней палате парламента; на этих этапах согласование проекта закона с требованиями общества имеет реальные шансы на успех. Иными словами, в сфере пристального внимания лоббистов (в самом хорошем смысле этого слова) должны находиться субъекты законодательной инициативы и депутаты Государственной думы.
  4. После отправки принятого Думой законопроекта в Совет Федерации шансы общественности что-то исправить в новорожденном документе резко падают. А наиболее закрытой от влияния общественных объединений следует считать структуру исполнительной власти. После того как закон лег на стол президента, возможности общественных объединений сокращаются почти до нуля.
  5. Лоббистскую деятельность может значительно облегчить политическая предусмотрительность граждан. Начинать бороться за собственные интересы следует не тогда, когда парламент уже устоялся и втянулся в работу, а значительно раньше - в период выдвижения кандидатов в депутаты. Поддерживая одних кандидатов в депутаты и сражаясь с другими, общественные объединения могут заложить прочный фундамент взаимоотношений с будущим парламентом.
  6. В самой Думе главными партнерами "групп интересов" оказываются отдельные депутаты и профильные комитеты. С фракциями тоже можно работать, но это направление не слишком перспективно. А максимальную помощь гражданам способны оказывать депутаты, избранные по одномандатным округам. Эта половина депутатского корпуса наиболее зависима от избирателей и, следовательно, наиболее поддается давлению общественности.

    Негосударственным общественным объединениям стоит все более настойчиво ставить вопрос о недостаточной вовлеченности общества в процесс принятия государственных решений. Гражданское общество не приходит само собой - за него нужно бороться. Появившиеся в России ростки демократической системы убеждают в том, что впервые в отечественной истории у общества появился шанс потеснить государство. И этот шанс стоит использовать.

Власть и женщина

    Доля женщин-парламентариев составляет в Государственной думе менее 10%, в Совете Федерации - 0,5%. Для сравнения: в странах Евросоюза в среднем процент женщин в парламентах (нижней и верхней палатах) составляет 15%, а в кабинете министров - 16%. Три скандинавские страны имеют самую высокую численность женщин-парламентариев: от 33 до 40%, за ними следуют Нидерланды, Германия, Австрия. Что касается кабинета министров, то здесь лидируют: Швеция - 50% женщин, Финляндия, Дания, Нидерланды - более одной трети женщин. В Норвегии: депутаты парламента - 39%, на должностях на уровне министра - 35%. При анализе количественных данных возникает вопрос, почему так мало женщин на позициях власти у нас? Женщины составляют около половины населения, и они должны быть пропорционально представлены на уровне принятия решений. В настоящее время существует квазимонополия мужчин в политике, это подтверждает статистика. А недостаточное представительство женщин поднимает вопрос о том, насколько легитимны существующие структуры. Исследования показывают, что женщины лучше, чем мужчины, могут определять и артикулировать свои объективные интересы.
    С другой стороны, когда женщины достигают "критической массы" в политических структурах, то меняется понимание политики, наблюдается отход от ее традиционного толкования, изменяется культура принятия решений, расширяется круг проблем, которые принято считать политическими (уход за детьми, планирование семьи, сексуальность, насилие в отношении женщин и др.) Стили лидерства также отличаются. Стиль лидерства женщин: женщины более чувствительны к нуждам избирателей, к нахождению решений, более склонны к коллективной работе. Стиль лидерства мужчин отличается большой иерархичностью, авторитаризмом, технократичностью. Мужчины и женщины имеют разный опыт, знания, интуицию. Учет видения тех и других может привести к формированию и проведению более сбалансированной и просвещенной государственной политики.
    Сейчас, когда для выхода из кризиса необходимы неординарные решения, гибкость, стабильность и мир, все вышеперечисленное становится очень актуальным.
    Женщины-лидеры в силу своего социального специфически женского опыта в решении семейных проблем, воспитании детей, в заботе о больных и престарелых, сохранении мира в семье, организации домашнего хозяйства и повседневной жизни накопили уникальный опыт сопереживающего, сочувствующего, ищущего гуманистических, неагрессивных решений стиля лидерства.

Социальное партнерство: путь к гражданскому обществу

    Для сегодняшней России термин "социальное партнерство" - новый. Его смысл состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны, - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Взаимодействие между ними необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать социально значимые проблемы, например бедности, бездомности, сиротства, насилия в семье, загрязнения окружающей среды. Представители каждого сектора обычно по-разному осознают собственную ответственность за эти человеческие беды, имеют различные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все связанные с этим противоречия, сотрудничество секторов жизненно необходимо для всего общества, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в одиночку преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям равные возможности для достойной жизни, добиться стабильности в демократическом государстве.
    В настоящее время в России не проводится осознанной социальной политики, а осуществляется административно-социаль-ное манипулирование. Мы выступаем за социальное партнерство гражданских инициатив трех сил:

  1. некоммерческого сектора - это в основном человеческие ресурсы, основанные на внутренней мотивации граждан, и через эти ресурсы - выход на дополнительные негосударственные источники финансирования, а также на резервы общества, независимые ни от капитала (интеллект), ни от власти (свобода творчества);

  2. коммерческих организаций - это деньги и умение делать деньги;

  3. государственных структур - это средства государственного бюджета и управленческие эффекты, связанные с возможностями финансового и налогового маневра, а также другие, в том числе человеческие и природные ресурсы.

    Наиболее приемлемой формой осуществления сознательной социальной политики является реализация целевых социальных программ через механизмы открытой конкурсности. Таких механизмов может быть, по крайней мере, два: социальный заказ и государственный грант.

ї Матвейчева И., 2000

назадоглавлениевперед