Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf25.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:38:15 2012
Кодировка: koi8-r
|
Е. Дубнова
Екатеринбург
ОБРАЗОВАНИЕ МАСС И ЭЛИТ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
- ХХ век передает будущему столетию
мегатенденцию кризисно неустойчивого развития,
которая характеризуется войнами, глобальным
терроризмом, кризисами в мировой финансовой
системе, в производстве продовольствия,
техногенными, природными и экономическими
катастрофами, эпидемиями, транснациональной
преступностью, религиозными столкновениями
глобального характера, порождающими угрозу
жизнеобеспечению и развитию стран и народов.
- Форс-мажорные угрозы жизни и развитию
экономических и политических субъектов мирового
процесса вызывают у них естественное стремление
оградить себя от войн, катастроф, терроризма,
загрязнения окружающей среды, от дефицита
базисных ресурсов цивилизации: энергии, топлива,
минерального сырья, продовольствия, инвестиций,
информации, интеллектуальных ресурсов.
- Лидирующие страны и глобальные корпорации
отдают приоритет ресурсу ресурсов - уму
талантливых, высокообразованных, компетентных и
высококвалифицированных лидеров и специалистов.
Интеллектуальный потенциал - это человеческий
ум, подготовленный по современным стандартам
теоретического, практико-ориентированного
знания. Именно он позволяет видеть перспективу,
разрабатывать далеко идущие стратегии
национального и корпоративного развития в
ситуации глобальной конкуренции за ресурсы,
власть, информацию, новейшие технологии.
- Предвыборные платформы демократической и
республиканской партий США 2000 года более чем
когда-либо отдают предпочтение вложению
ресурсов в образование, в последующее обучение
всех граждан в течение жизни, в развитие
способностей, обеспечивающих преимущества и
огромные возможности нации в информационный век
для победы в новой глобальной экономике,
базирующейся на знаниях. Они обещают новую
революцию в американском образовании, обозначив
образование высшим национальным приоритетом.
Демократы отдают себе отчет в том, что Америка
будет занимать первое место в мировой экономике
до тех пор, пока она будет удерживать первое
место в мировом образовании. Республиканцы
обещают не забыть ни об одном американце в сфере
возможностей получения образования, хотят
провести реальную реформу образования,
обеспечить возрастающий доступ для всех
желающих получить высшее образование.
Ответственность за американское образование
лежит сегодня на отдельных штатах, местных
органах и родителях. Республиканцы обещают
законодательно конституировать федеральную
ответственность за школьное образование и
повысить роль в этом Федерального правительства.
- Сравнивая проблемы российского образования с
американским, следует отметить две
противоположные тенденции. С одной стороны,
лидирующие политические партии Америки,
определяющие ее будущее на ближайшие
десятилетия, фиксируют прямую
причинно-следственную зависимость между
лидированием Америки в глобальной экономике ХХI
века и высшим национальным приоритетом -
обеспечением такого образования масс и элит,
которое в конечном счете обеспечивает это
лидирование. С другой стороны, мы видим, что в
стратегии развития России, в решении ее
внутренних и внешних проблем такой
причинно-следственной зависимости между
национальными приоритетами нового руководства,
политических и экономических элит России не
существует. Мы наблюдаем растущую пропасть между
стратегическими приоритетами России и
обеспечением их достижения конкурентоспособной
системой массового и элитного образования,
подобной американской. Образование российских
масс и элит не позволяет добиваться реализации
стратегических целей, выдвигаемых на будущие
десятилетия, создавать эффективные инструменты
их реализации, обеспечивать успех в конкурентной
борьбе с мировыми лидерами в геополитике и
глобальной экономике.
- Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений РФ в своей инвариантной части
(федеральный компонент государственного
образовательного стандарта) нацелен на
обеспечение единства образовательного
пространства и на овладение минимумом знаний,
умений, навыков, обеспечивающих выпускникам
общеобразовательных учреждений возможность
продолжить образование. Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Свердловской
области опирается на приоритеты развития
содержания образования, заявленные в законе РФ
"Об образовании", в законе "Об
образовании" Свердловской области, которые
отражены в системе образовательных
государственных стандартов. На федеральном
уровне реализация этого стандарта призвана
обеспечить и гарантировать общекультурные,
общечеловеческие, общегосударственные
основания для самоопределения и саморазвития
человека. Национально-региональный компонент
этого стандарта учитывает региональную
специфику образования. В Свердловской области
национально-региональный компонент нацелен на
два приоритета региональной образовательной
политики - достижение социальной компетентности
обучающихся, гарантию прав граждан на
качественное образование. Достижение социальной
компетентности обучающихся обусловливается
следующими сферами самоопределения:
- культурно-историческая (человек и история,
человек и культура);
- социально-правовая (человек и общество, человек
- человек);
- информационно-методологическая (человек и
информация);
- экологическая (человек и природа);
- культура здоровья (человек и здоровье).
Таким образом, из этого
можно сделать вывод, что и на федеральном, и на
региональном уровне концепция общего
образования РФ нацелена на усреднение уровня
общеобразовательной подготовки (так называемое
единство образовательного пространства) и на
нивелирование образования.
Подлинное самоопределение в
современном мире, на наш взгляд, возможно при
демонстрации учащимся представлений о нем как о
мире глобальной (геополитической,
геоэкономической, геоцивилизационной)
конкуренции стран, регионов, мировых городов,
транснациональных корпораций, этносов, мировых
культур, мировых религий за лидерство в
современном мире, за базисные ресурсы планеты, за
право определять стратегию развития
человечества.
Сделаем выводы:
- Концепция образования РФ и ее субъектов не
должна упрощать современный мир до абстрактно
пустых общекультурных, общечеловеческих,
общегосударственных оснований для
самоопределения и саморазвития. Наоборот, она
обязана дать учащимся объективное представление
о современной дифференциации человеческого
сообщества и глобальной конкуренции как раз в
тех сферах, которые определяются стандартом для
самоопределения и саморазвития учащихся.
- Ответственность за подготовку политической,
экономической, культурной элит российского
общества, а также лидеров этих элит должна
возлагаться на федеральный уровень, подобно
тому, как это собирается сделать республиканская
партия США в случае победы на президентских
выборах.
- Ответственность за подготовку политической,
экономической и культурной элит российских
регионов, а также лидеров этих элит естественно
возложить на субъекты Федерации и вновь
образованные Федеральные округа РФ.
- Образование масс, соответствующее
стратегическим целям России в мире глобальной
конкуренции ХХI века, которое предлагается
Государственным общеобразовательным
стандартом, должно быть дополнено необходимым
для этих целей образованием национальных и
региональных элит и их лидеров.
ї Дубнова Е., 2000