Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf24.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:25 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:37:59 2012 Кодировка: koi8-r |
Л. Беляева
Екатеринбург
Одним из "смертных
грехов" современного высшего образования
является то скрытое, то явное стремление в
качестве своего конечного результата произвести
хорошего специалиста, соответствующего
требованиям того или иного производства. Итогом
является специалист, подобный флюсу с
односторонней полнотой, специалист,
ограниченный в своих возможностях понимания
того, что выходит за рамки профессии, специалист
не способный к творчеству. Этому служит засилье в
содержании образования наук, дающих
объективистское прагматическое знание, знание
форм, но не научающих человека смыслам,
ценностям, умениям в них ориентироваться и
определяться.
Однако исторически образование как
"пайдейя" понималось как движение к
человечности (humanitas), к целостному образу
человека. Гуманитарность образования, на наш
взгляд, является основополагающей
характеристикой подлинного образования.
Гуманитарность образования предполагает не
только увеличение доли гуманитарных дисциплин в
содержании образования. Главное назначение
гуманитарности состоит в том, чтобы помочь
нуждающемуся в образовании человеку стать
человеком, сформировать свое
ценностно-смысловое ядро, служащее основой
выработки жизненных целей и идеалов, мотивов
выбора, смысложизненных решений. В конечном
счете гуманитарность образования ориентируется
на образ человека как существа, "толкующего и
понимающего свое бытие".
Отсюда проблема понимания выдвигается
в центр образовательного процесса, пронизанного
идеей гуманитарности. При этом необходимо
отметить, что понимание, хотя и основано на
знании, но отличается от него. Знание носит
предметный характер, т. е. предполагает обращение
к объектам и их свойствам, при этом его
приобретение осуществляется в
субъектно-объектном отношении. Понимание же есть
постижение смысла, а смысл всегда связан с мерой
очеловечивания явлений, мерой вхождения в
ситуацию и поэтому означает обращение к
личностному опыту, личной заинтересованности.
Понимание - это такой способ освоения мира
человеком, который ведет к самопониманию,
осмысленному проживанию своего бытия,
жизнетворчеству, приобретению внутренней
свободы. Чтобы укорениться в культуре, индивид не
может быть просто потребителем чужого знания,
ему необходимо совершить великий труд по
переработке чужого знания в свое собственное
понимание через его осмысление.
Другой аспект проблемы понимания - это
взаимопонимание, процесс развертывания
человеческого отношения одного человека к
другому. Оно осуществляется от имени "Я" и
означает у-частное и со-участное отношение,
протекающее на основе диалога, раскрепощающего и
развивающего гуманистический потенциал
личности, формирующего идеалы свободы и
ответственности, причастности личности ко всему,
что происходит в мире.
ї Беляева Л., 2000