Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf19.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:24 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:36:42 2012 Кодировка: koi8-r |
Л. Васильев
Калуга
Коммуникативные дисциплины
(КД) - это широкий спектр предметов, направленных
на изучение стратегий, тактик и межкультурных
особенностей создания, восприятия и обмена
языковыми сообщениями, а также на анализ
социальных последствий этой деятельности.
Предмет исследования в коммуникативных
дисциплинах - понимание коммуникативных
процессов и формирование знаний, умений и
навыков продуктивного общения.
В США КД присутствуют в качестве
обязательного компонента в образовательных
программах старших классов средней школы,
колледжах и университетах. КД являются
неотъемлемой частью программ подготовки
специалистов следующих профилей: преподаватель
колледжа, менеджер по продажам, лоббист,
спичрайтер, министр, адвокат, специалист по
рекламе, политический деятель, маркетолог,
кадровый аналитик, консультант по проведению
политических кампаний, редактор журнала,
пресс-секретарь, репортер, диск-жокей,
телерепортер, консультант в организациях и др.
Спектр этих дисциплин охватывает прежде всего:
Учет названных факторов на
российской ниве образования и адаптирование в
этом отношении российских образовательных
стандартов к американским позволил бы
значительно усовершенствовать не только
межличностный аспект собственно преподавания,
но и темпы формирования гражданского общества,
ибо продуктивное общение является важнейшим
ключом к нему.
В отечественных образовательных
стандартах КД как отдельная специальность или
специализация отсутствуют. Компоненты КД
разбросаны по разным блокам дисциплин
(психология, журналистика, связи с
общественностью и т. д.), что создает впечатление
изолированности и элитности этих элементов КД и
не позволяет увидеть общих признаков
коммуникации и необходимости их учета в
преподавании дисциплин любой специальности. В
ряде же вузов США (например, в Университете Штата
Калифорния, занимающемся подготовкой
практических специалистов бакалаврского и
магистерского уровня в самых разных областях) КД
представлены в качестве обязательного
компонента дисциплин первой ступени обучения и
как специализация в рамках бакалавриата
гуманитарных наук (ВА).
В рамках российских образовательных
стандартов первой ступени вузовского
образования КД присутствуют в основном лишь в
виде дисциплины "Культура речи" для
гуманитарных специальностей. Наполнение этой (и
подобных ей) дисциплины коммуникативной
сущностью может быть достигнуто путем
приближения ее к американским стандартам,
которые гораздо полнее учитывают специфику
общения как в моно-, так и в поликультурном
окружении. Такое приближение может быть
осуществлено путем внедрения в учебные планы
следующих дисциплин.
1. Аргументация (практический курс - оценка аргументов, фактов и обоснований, правильности рассуждения, типичных ошибок в аргументации, типовых аргументов, их структуры в письменных текстах и записях устных выступлений).
2. Основы публичного выступления. В отличие от дисциплины "Культура речи", которая во многом дублирует изложение квинтиллиановского подхода к искусству красноречия и имеет очень незначительный практический результат, предлагаемый курс ориентирован на научение всех студентов аргументированно и эффективно выступать на публике вне зависимости от наличия или отсутствия у них природного дара оратора. Акцент делается на методику организации и обоснование положений, учет возможных реакций аудитории; разграничивается обучение речи-информации и речи-убеждению.
3. Основы проведения дебатов. Навыки публичного аргументированного выступления шлифуются в дебатах в рамках микрогрупп студентов, обучающихся КД. Студенты анализируют дебаты, проведенные с соперниками, обладающими разным уровнем коммуникативной компетентности и ее осознанности: с неподготовленными соперниками; с соперниками, обладающими неосознанной компетентностью в области дебатов (пресс-секретари, представители фирм и организаций); с соперниками, обладающими ограниченной компетентностью, но не имеющими опыта в дебатах (сокурсники, только что получившие зачет по культуре речи).
В докладе приводятся конкретные данные из опыта преподавания КД в Калужском госпедуниверситете и Калужском филиале Московского гуманитарно-экономического института.
ї Васильев Л., 2000