Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf14.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:23 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:35:27 2012
Кодировка: koi8-r
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ США

Е. Водичев
Новосибирск

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ США:
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

    В настоящее время в стране идет активное обсуждение политики в области образования на средне- и долгосрочную перспективу. Представляется, что такая дискуссия не будет исчерпывающей и плодотворной без обращения к исторически сложившимся особенностям развития национальной университетской системы в компаративном аспекте, с учетом мирового опыта и перспектив. В числе последних обстоятельств особое место занимает анализ формирования и развития так называемых исследовательских университетов.
    Думается, что особый интерес в развитии университетской идеи и практики представляет опыт университетов США Нового и Новейшего времени. В концепции американских университетов произошел синтез демократической традиции ранних средневековых университетов и прагматизма немецкой университетской школы. К середине ХХ века ведущие американские университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, с течением времени многие университеты стали самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности.
    К американским университетам тянулся не только бизнес со своей экономической мощью, но и институты власти. Это отражалось и в дисциплинарной структуре университетского образования, поскольку одними из наиболее популярных специальностей в университетах стали программы по управлению бизнесом и государственному управлению. Параллельно в системе университетов США происходило выделение особой группы учреждений - исследовательских университетов, ставших ведущими научно-образовательными комплексами страны и центрами проведения независимых экспертиз. Экономическая роль и социальный статус таких университетов с течением времени все более повышался.
    Что же касается советской России, то здесь происходили во многом обратные процессы. Расширение доступа к университетскому образованию приводило к снижению его качества. Сами университеты в подавляющем большинстве случаев становились лишь обучающими центрами, отторгнутыми от передовых научных исследований и разработок. Формирование новых университетов в стране носило "компанейский" характер, находясь нередко под влиянием амбиций местных властей. В результате происходила "подмена понятий", и созданные в это время и называемые университетами учебные заведения практически ничем не отличались от обычных институтов. Естественно, что вплоть до самого последнего времени и речи не могло быть об университетской автономии.
    Полномочия университетов в СССР не имели должного правового обеспечения. В силу очевидных обстоятельств им не принадлежала ни земля, ни здания и сооружения. Социальный престиж этих новых университетов как образовательных центров также был весьма невысок, а их государственный статус - просто низок. Дело в том, что как научные центры они интереса не представляли, явно проигрывая при сравнении с Академией наук и сильными ведомственными институтами. Органы власти не были заинтересованы в университетах еще и потому, что подготовка "человеческого наполнения" властных структур в советском обществе осуществлялась через систему специальных учебных заведений, находившихся в ведении партийного аппарата - от региональных партшкол до Академии общественных наук при ЦК КПСС. В результате многие "лубочные" университеты влачили весьма жалкое существование, а идея университетского образования была в стране явно девальвирована. Последнее, впрочем, не относилось к незначительному числу элитных университетов, в большинстве своем старых образовательных центров, сохранявших определенные исторические традиции, таких, как Московский, Ленинградский, Томский, Казанский и некоторые другие университеты. Пожалуй, единственным из новых университетов, приобретших подобный авторитет благодаря своей фактической интеграции с Академией наук, стал Новосибирский государственный университет.
    Сейчас в стране идет активный поиск новой университетской идеи. Задачу формирования инновационных подходов к развитию отечественных университетов оказалось решить совсем не так просто, как это предполагалось десять лет назад, когда в России в огромном количестве стали возникать негосударственные вузы, в подавляющем большинстве называемые университетами. Несостоятельность многих из них привела к еще большей девальвации университетской идеи.
    Думается, что при работе над концепцией университетов России следует особенно тщательно присмотреться именно к американскому опыту развития исследовательских университетов, который, кстати говоря, стал предметом углубленного анализа и в гораздо более благополучных странах Европы. Объяснения этому факту достаточно прозрачны: в большинстве рейтингов университетов мира американские университеты явно доминируют. К тому же возрастающая актуальность проблем регионального развития также делает американский опыт весьма привлекательным. Крупные университеты США, являясь федеральнозначимыми научно-образовательными центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов размещения через формирующиеся при них технопарковые структуры.
    В чем заключаются отличительные особенности американских исследовательских университетов? Прежде чем суммировать некоторые из таких характеристик, отметим один принципиально важный момент. По нашему мнению, с середины ХХ века стало происходить объединение понятий "элитный университет" и "исследовательский университет". Под элитным университетом традиционно понимается учебное заведение, способное предоставить доступ ко всей совокупности современного знания и всем уровням образования, включая степень доктора наук (Ph. D.). Концепция исследовательского университета базируется на тесной интеграции образования и научных исследований в рамках университета, включая использование исследований в практике обучения студентов. К настоящему времени эти две университетские философии практически сомкнулись.
    Что же касается приоритетов развития исследовательских университетов США, то здесь, как представляется, возможно выделение ряда признаков. При составлении приводимого ниже перечня параметров автор опирался как на собственный эмпирический опыт, ставший результатом достаточно длительной работы в качестве преподавателя в США, так и на мнения своих коллег, опубликованных в многочисленных обзорных и аналитических материалах:

  1. полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансферт современного знания;
  2. сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего на фундаментальные исследования;
  3. наличие системы подготовки специалистов с научной степенью; в том числе и при превышении числа магистрантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;
  4. ориентация на современные направления науки, высоких технологий и на инновационный сектор в экономике, науке и технике;
  5. широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные, социальные и гуманитарные науки;
  6. высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных; наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу;
  7. высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;
  8. восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;
  9. конкурсность и селективный подход при наборе студентов;
  10. формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;
  11. наличие корпоративной этики, которая базируется на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах;
  12. формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами;
  13. стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

    Анализ того, в какой мере данные характеристики приложимы к современным российским университетам, представляет особую исследовательскую задачу. Частично она будет затронута в заявляемом докладе. Очевидно главное обстоятельство - формирование политики в сфере науки и образования вообще и университетского образования в частности неизбежно должно опираться на результаты анализа мирового опыта в этой сфере и предполагать его максимально возможное использование в отечественной практике.

ї Водичев Е., 2000.

назадоглавлениевперед