Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/bab.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:03:24 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:16:08 2012 Кодировка: Windows-1251 |
С. Бабуркин
Кеннан, АЙРЕКС, г. Ярославль
Условия для развития гражданского
общества тесно связаны с характером официальной
политики государства в области безопасности. Эта
политика может противодействовать развитию
гражданского общества, воспринимая его как
угрозу безопасности государства. Она может
допускать и даже стимулировать его развитие,
видеть в нем самостоятельный объект
безопасности, равноценный государству,
относиться к нему не как к конкуренту, но как к
партнеру в деле обеспечения национальной
безопасности, понимаемой как безопасность
личности, общества и государства.
Это отчетливо проявляется в истории
России. На протяжении долгого времени
господствующие подходы к безопасности
затрудняли формирование и развитие гражданского
общества. Существование неподконтрольных
государству и правящей партии общественных
структур противоречило интересам тоталитарного
государства, воспринималось как угроза его
безопасности и, по сути, таковой и являлось.
Сфера безопасности была монополией
государства. Притом не только в политическом и
практическом плане, но и в теоретическом
отношении. Сами же представления о безопасности
носили весьма ограниченный характер. Главным
объектом политики безопасности выступала
безопасность государства, под которой на
практике в конечном счете подразумевалась
безопасность режима и господствующего положения
высшей партгосноменклатуры.
Не случайно в общественном сознании
России в период демократизации сложилось
отношение к государственной безопасности как к
чему-то такому, что противостоит обществу и от
чего необходимо отказаться, если стремиться к
демократическому развитию страны. Подобный
подход отчетливо проявился в годы перестройки,
когда в стране развернулась широкая критика
органов государственной безопасности, которая
подчас сопровождалась их дискредитацией.
Но постепенно стал развиваться и
другой процесс - переосмысление самой природы
безопасности и практической политики в этой
сфере. Этот процесс, естественно, развивался в
самом государственном аппарате, в том числе в
органах, ответственных за обеспечение
безопасности. Но особенно важно, что он шел и за
их пределами. Это выразилось в возникновении
целого ряда общественных организаций и
независимых исследовательских центров,
специализирующихся на проблемах безопасности.
Их состав рекрутировался из научных работников -
специалистов по проблемам военной политики,
международных отношений, криминологии, бывших
сотрудников правоохранительных органов,
военных. Таким образом, стал формироваться пусть
еще узкий круг неправительственных организаций,
готовых разрабатывать проблемы безопасности
независимо от государства.
Само появление этих организаций
является одним из свидетельств развития
"третьего сектора" и гражданского общества
в России. В свою очередь, их деятельность
способствует укреплению и развитию гражданского
общества, преодолению былой государственной
монополии на теоретические разработки и анализ в
области безопасности, диверсификации взглядов и
подходов к данной проблематике.
Развитие негосударственных структур,
действующих в сфере безопасности, важно и
необходимо для формирования гражданского
контроля над органами безопасности, силовыми
структурами и политикой государства в области
безопасности. Их деятельность способствует
независимой экспертной оценке положения дел в
области национальной безопасности России,
государственной политики в этой сфере, выработке
альтернативных концепций и программ.
Усилиями этих организаций и отдельных
исследователей стала развиваться дискуссия по
вопросам безопасности. Был проведен ряд
конференций и семинаров, росло число публикаций.
В обсуждение этой проблематики все активнее
включались политические партии и движения, в
программных документах которых, как правило,
уделяется значительное внимание проблемам
безопасности страны.
Постепенно в политических кругах
России идеология национальной безопасности
получила широкое распространение. Однако при
общем признании важности проблем безопасности и
осознанном или неосознанном принятии
основополагающих принципов теории безопасности
в ходе дискуссии сформировались различные
подходы. Условно их можно определить как
либерально-романтический,
державно-патриотический и
реалистически-прагматический. Их представители
по-разному формулируют национальные интересы
страны, оценивают угрозы ее безопасности,
предлагают разные средства их парирования и
нейтрализации. Отличия между ними касаются и
взглядов на роль государства и общества в
системе национальной безопасности страны.
Ультра-либералы склонны отдавать приоритет
безопасности личности и общества. Сторонники
державно-патриотического подхода уделяют
первостепенное внимание безопасности
государства. Прагматики стремятся обеспечить
баланс между интересами общества и государства в
сфере безопасности.
Одновременно с
общественно-политическими дискуссиями шла
выработка официальной государственной
концепции национальной безопасности. В
результате этой работы вслед за
неправительственными концепциями появились и
официальные документы, в которых
разрабатывались вопросы стратегии России после
холодной войны. Официальный подход властей к
проблемам безопасности России был представлен в
Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ
"О национальной безопасности" (июль 1996 г.) и,
наконец, в Концепции национальной безопасности
РФ, утвержденой указом Президента РФ в декабре 1997
года. Появление этих документов знаменует
завершение важного этапа в формировании и
развитии теории и политики национальной
безопасности в России. Их содержание позволяет
судить о характере официальной политики
безопасности с точки зрения условий для развития
гражданского общества в России.
В этих документах общество признается
самостоятельным объектом безопасности,
равноценным компонентом триады, составляющей
национальную безопасность (наряду с
государством и личностью), определяются интересы
общества в области безопасности,
характеризуются угрозы этим интересам и
намечаются способы противодействия им,
утверждается идея взаимосвязи и
взаимозависимости безопасности государства и
общества и, соответственно, предполагается
взаимодействие государства и общества в сфере
безопасности.
В Послании Президента РФ Федеральному
Собранию "О национальной безопасности"
политика национальной безопасности трактуется
как активный и конструктивный процесс, который
"не ограничивается и не сводится к защите".
Национальная безопасность связывается с
устойчивым демократическим развитием и
рассматривается как его условие и неотъемлемая
часть. В этой связи подчеркивается, что
"обеспечение безопасности должно быть
направлено не только на предотвращение угроз, но
и на осуществление комплекса мер по развитию и
укреплению прав и свобод личности, материальных
и духовных ценностей общества..."2
В Приложении к проекту президентского послания о
национальной безопасности, поясняющему основные
положения этого документа, указывалось, что
"необходимым условием развития является
формирование в России "Открытого общества",
которое предполагает сочетание гражданского
общества, правового государства и рыночной
экономики".3
Интересы общества учтены и в
формулировке конечной цели политики
безопасности: "Главной целью обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации
является создание и поддержание такого
экономического, политического и
военно-стратегического положения страны,
которое бы создавало благоприятные условия для
развития личности, общества и государства"4.
"Обеспечение безопасности и
развития граждан и общества" провозглашено
"основной задачей политики национальной
безопасности на 1996 - 2000 гг." наряду с
укреплением российской государственности,
нынешних геополитических рубежей и территорий и
обеспечением достойной роли и места России в
мировой политике.5
Касательно взаимоотношений между
государством и обществом в сфере безопасности в
президентском Послании утверждается, что
"обеспечение национальной безопасности
страны невозможно без активного участия в этом
процессе общественных организаций и граждан, что
требует формирования специальных механизмов
демократии участия".6 Участие
политических партий и общественных организаций
в выработке стратегии национальной безопасности
позитивно оценивается и в Концепции
национальной безопасности Российской Федерации.
В документе отмечается, что "широкое участие
политических партий и общественных объединений
в выработке стратегии обеспечения национальной
безопасности" является одним из факторов,
позволяющих "обеспечить национальную
безопасность Российской Федерации и ее
прогрессивное развитие в ХХI веке".7
Концепция прямо ориентирует на
взаимодействие государства и общества в сфере
национальной безопасности. В документе
указывается, что "обязательным и непременным
условием эффективной защиты национальных
интересов России" является "обеспечение
национальной безопасности Российской Федерации
путем совместной целенаправленной деятельности
государственных и общественных институтов, а
также граждан, принимающих участие в выявлении,
предупреждении различных угроз безопасности
личности, общества и государства и в
противодействии им".8
Такими областями, где интересы
безопасности государства и общества совпадают
со всей очевидностью, вполне обоснованно
называются: борьба с преступностью, поддержание
общественного порядка, обеспечение
экологической безопасности. Концепция прямо
призывает "опираться на поддержку общества"
в борьбе с преступностью.9
В то же время при определенных
обстоятельствах развитие структур гражданского
общества может создавать угрозу для
безопасности государства. В частности, это
происходит тогда, когда деятельность
общественных организаций приобретает черты
этноэгоизма, этноцентризма, шовинизма и ведет к
обострению межнациональных отношений, росту
сепаратизма, разрыву единого правового
пространства.
В целом за последнее время в
российской политической элите и обществе
выросло понимание необходимости
сбалансированного подхода к соотношению между
безопасностью государства, общества и личности,
понимание диалектической взаимосвязи этих
явлений. Но, конечно, не следует идеализировать
ситуацию, помня о традиционном несоответствии
между программными декларациями и реальностью.
На практике в отношениях государства и общества
в России в сфере безопасности сохраняется
значительная отрицательная инерция. В этой
области как и в целом "многовековые
"государственнические" традиции России
пока продолжают превалировать".10
В этой связи необходимо преодолевать
противопоставление безопасности личности,
общества и государства, которое сохраняется еще
в общественном сознании и практике, и утверждать
идею взаимной ответственности и практической
заботы государства о безопасности общества и
граждан и, напротив, о радении граждан и
институтов гражданского общества о безопасности
государства.
Современная официальная концепция
безопасности открывает возможности для этого. И
с этой точки зрения заключение о перспективах
гражданского общества в России в связи с
политикой безопасности может быть позитивным.
Однако реализация этой возможности требует
сознательной активности граждан и структур
гражданского общества.
1 Бабуркин Сергей Александрович
- доктор политических наук, профессор кафедры
всеобщей истории Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
Проводил исследования в Бруклинском институте
при поддержке АЙРЕКС по программе
"Международная безопасность" и в Институте
имени Кеннана, участвовал в сессиях
Зальцбургского семинара. Автор 55 научных работ.
2 О национальной безопасности. Послание
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию // Независимая газета. 1996. С. 7.
Дипломатический вестник. 1996. ? 7. С.
3 НГ-Сценарии. 1996. ? 2.
4 Концепция национальной безопасности
Российской Федерации // Российская газета.- 1997. 26
декабря. С. 11.
5 О национальной безопасности. Послание
Президента Российской Федерации. С. 7.
6 О национальной безопасности. Послание
Президента Российской Федерации. С. 8.
7 Концепция национальной безопасности
Российской Федерации. С. 23.
8 Там же. С. 10.
9 Там же. С. 15.
10 Мировая экономика и международные
отношения. 1997. ? 5. С. 91.