Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c61_03.htm
Дата изменения: Mon Nov 1 13:28:39 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:20:59 2012
Кодировка: koi8-r
Программа развития профессиональных ассоциаций выпускников

Ирина Решта

Программа развития профессиональных ассоциаций выпускников
(заметки об опыте осуществления такого проекта)

    Последние годы в России реализуется множество проектов для выпускников американских программ, преимущественно администрируемых IREX и AED. Будучи выпускницей американской программы, я ощутила на себе пользу таких проектов, и, кроме того, мне довелось координировать подобный проект самой. Осенью - зимой 2003 г. при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Академии развития образования (AED) мы (межрегиональный общественный фонд "Сибирский центр поддержки общественных инициатив") осуществляли проект для выпускников американских программ под названием "Capacity Building for Alumni Groups". Координируя его выполнение, я приобрела массу опыта и, кстати, впервые почувствовала важность мониторинга.
    Слово "capacity" достаточно загадочно в силу своей многозначности и емкости. Столь же емким стал и осуществленный нами проект. Мы определили для себя его цель как развитие потенциала профессиональных объединений выпускников. Образовательная сторона проекта состояла из двух тренинговых сессий и выполнения практических заданий. Тренинговые сессии были организованы в Томске.
    Первая тренинговая сессия прошла в сентябре. Ее целью было способствовать "глубокому пониманию уникальной природы и путей развития профессиональных сетей и ассоциаций по сравнению с другими видами организаций (некоммерческими организациями и бизнесом, в частности)". Изначально заявка, согласно которой выполнялся проект, была написана на английском языке, и мне никак не удавалось по-человечески перевести эту "уникальную природу" и ее "глубокое понимание".
    В первой сессии в качестве тренеров участие принимали Алексей Кузьмин (Процесс-Консалтинг, г. Москва) и Сара Линдеманн-Комарова (СЦПОИ, г. Новосибирск). В качестве консультанта приглашена была Елена Малицкая (СЦПОИ, г. Новосибирск).
    В промежутке между сессиями участники выполняли домашние задания:

    Вторая тренинговая сессия, прошедшая в октябре, обеспечила более детальную проработку вопросов, поднятых в течение первой сессии. Вторую сессию провели тренеры Лада Юрченко (PR-агентство "Пиаро", г. Новосибирск) и Светлана Чуракова ("Поддержка общественных инициатив", г. Барнаул). Также привлекались в качестве экспертов Эльвира Гарифуллина ("Поддержка общественных инициатив", г. Барнаул) и Андрей Белоглазов (Фонд "Сибирь-СПИД-Помощь", г. Томск).
    В конце второй сессии участники разрабатывали "живой" стратегический план для своих организаций.


    По мнению тренеров, это была самая сильная и неоднородная группа, с которой работал "Сибирский Центр". Сферы деятельности участников группы включали медицину, образование, издательское дело, науку, бухучет, некоммерческий сектор. Подобное разнообразие интересов и взглядов сформировало динамичную образовательную среду и предоставило хорошие возможности для обмена опытом и знаниями среди участников.
    Многие участники сообщили, что они получили уникальную возможность работать вместе с представителями совершенно иной сферы интересов.
    Большинство выпускников продолжают общение между собой и по сей день; реализованы совместные проекты и разработаны общие планы на основе подготовленных на семинаре стратегий. Подобное объединение после семинара естественно для группы, состоящей из представителей некоммерческого сектора, однако оно было несколько неожиданным для группы, столь разнообразной.
    Во время семинара участники занимали порой диаметральные позиции. Для меня было удивительно, что представители бизнеса воспринимают горячо любимые НКОшниками SWOT-анализы [1] - методика анализа внешней среды по следующим параметрам: сильные стороны, слабые стороны, благоприятные возможности, угрозы.) и иные методики (которые якобы пришли в некоммерческий сектор из бизнеса) как нечто враждебное и лишенное смысла. Бизнес ориентирован на близкий и ощутимый результат и выбирает "синицу в руках", тогда как НКО способны планировать на много лет вперед и согласны на "журавля в небе". Методики групповой работы также оказались гораздо ближе НКОшникам, чем представителям бизнеса. Традиционные игры, которые "на ура" идут в некоммерческих кругах, вызывали напряжение у других членов группы. Перетягивая канат, НКОшники склонны думать о командной работе и лидерских качествах; научные сотрудники предпочитают вычислять коэффициент натяжения каната и равнодействующую всех сил; бизнес старается изо всех сил рвануть канат, не задумываясь особо о "микроклимате в команде", правилах игры и прочности каната. Таким образом, каждый участник программы по-своему понял "уникальную природу" ассоциации и привнес в групповое видение свой взгляд, тем самым делая общее видение максимально полным.


    Стремление к объединению среди столь разнонаправленных профессионалов демонстрирует новую ступень развития гражданского участия, ответственности и потенциальных возможностей для развития некоммерческого сектора. Часто профессиональные ассоциации создаются с основной целью поиска финансирования или снижения конкуренции среди членов ассоциации. В настоящее время появилась другая тенденция объединения в ассоциации, связанная с коллективным отстаиванием интересов и выработкой единых профессиональных стандартов.


    Через два месяца после проведения второй тренинговой сессии я созвонилась или "списалась" с выпускниками. Результаты их работы меня приятно удивили. Я не ожидала, что всего за два месяца проект вызовет такой резонанс. Вот примеры высказываний участников:
    "Хочется выразить признательность организаторам и специалистам, задействованным в программе, а также участникам программы за прекрасное деловое сотрудничество, а не просто передачу знаний от преподавателя слушателю. Замечательно, что участники программы с разным опытом работы (от 0 до 100%) ощущали себя равноправными партнерами программы. Этот ключевой аспект взаимоотношений мы стараемся применять во взаимоотношениях внутри нашей организации и вне ее".
    "Наиболее важными результатами участия в программе для себя считаю выход за рамки своей научно-преподавательской деятельности, открытие новых перспектив и горизонтов, контактов с людьми из других сфер деятельности, осознание возможности своей деятельности в новых для себя сферах. Подобные программы помогают взглянуть с другой стороны на свою профессиональную деятельность и дают потенциал для творческого развития. В частности, после участия в данной программе считаю для себя необходимым попробовать себя в строительстве профессионального НКО. Участие в данной программе было для меня крайне полезным и интересным. Выражаю свою благодарность организаторам программы за возможность участия и прекрасную организацию мероприятия".
    За два месяца после второй тренинговой сессии 11 выпускников организовали 17 акций или мероприятий.

   Знания и навыки, полученные на семинаре, получили еще 194 человека через проведенные затем выпускниками информационные встречи и организацию совместной работы с коллегами.
    Трудностью большинство назвали недостаток времени. К тому же, после обучения у людей появился новый взгляд на свою работу, который выявил множество неучтенных при планировании нюансов, и поэтому объем работы оказался больше предполагаемого.
    Кроме описанных выше результатов, можно отметить следующие:
   "С учетом полученных в ходе семинара знаний появилась потребность с новых позиций подойти к разработке проекта областной целевой программы, что было поддержано моими коллегами. Работа началась".
    "Проводится оценка услуг инновационного характера для различных организаций. В частности, ведется работа с некоммерческим партнерством академгородка по оценке эффективности работы. Также знания внедрены в текущую деятельность организаций".
    "После обучения проведена тренинговая программа для 12 клиентов длительностью в месяц, состоящая из 8 занятий. В программе были элементы практически всех тем, рассмотренных на семинаре. Планируется вторая ступень данной программы для клиентов".
    "Проведена обучающая программа для заместителей и сотрудников организации (4 человека), и на семинар были приглашены 2 члена клиентских организаций. Программа состояла из трех занятий. После программы участникам по группам было дано задание провести SWOT, PEST
[2]  и иные практические задания. Сейчас проводится обработка результатов. К весне планируется зарегистрировать профессиональную ассоциацию и будет проведена ее презентация".
    "Весной будет проведена конференция для молодых ученых и на ней будет секция по созданию профессиональной ассоциации".
    "Несколько разделов семинара и обсуждавшиеся материалы оказались очень полезными при написании заявки на грант, которая была подана в декабре".

   Результаты работы выпускников стали для меня настоящим подарком.


  1. (SWOT (strength, weakness, oportunities, threats)

  2. PEST (policy, economy, society, technology) - методика анализа тенденций, при которой среди множества факторов воздействия внешней среды на организацию выделяют четыре: политика, экономика, общество, технология.)

Capacity Building for Alumni Groups (notes on one of the projects )

    In 2003 the author was coordinator in a project of the program "Capacity Building for Alumni Groups" (carried out by the Inter-Regional Public Foundation "Siberian Civic Initiatives Support Center" with the help of USAID and AED). She writes about her experience.


PreviousСодержаниеNext