Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o38.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:36:14 2012
Кодировка: koi8-r
Диалог культур. Попытка рассмотрения инновационного подхода

И.С. Скворцова
г. Саратов

Диалог культур. Попытка рассмотрения инновационного подхода

    Культура на Руси формировалась под воздействием трёх исторических и этнических сил: христианской Византии, приобщившей Русь к великой средиземноморской культуре, культуры исламских народов и коренного язычества. Их взаимодействие положило начало своеобразной цивилизационной структуре - Евразии.
    России отводится особое место между Западом и Востоком как центру взаимодействия восточноазиатской и западноевропейской культур. Культура выступает как один из решающих факторов сближения людей и народов, диалогом между европейской и азиатской цивилизациями.
    Ставка на диалог культур, исторические особенности, национальные традиции и корни способна обеспечить успешность культурных преобразований, поможет предотвратить конфликты или, по крайней мере, их локализовать: конфликты, основанные главным образом на культурных различиях, значительно легче урегулировать, чем, например, ликвидировать вражду между социальными классами или борющимися за власть группировками.
    Диалог культур призван содействовать утверждению идеалов и практики толерантности как способа познания и уважения народов соседних с Россией государств, как путь к взаимному духовному обогащению.
    История диалога культур и цивилизаций предполагает анализ и широкое использование опыта культурного развития многих стран и народов, их взаимных контактов и связей, которые являются более прочными по сравнению со связями политическими и даже экономическими.
    Развитие российского общества всегда определяла не экономика и не культура, а государственная власть, господствующая идеология и политика, которые использовали культуру как инструмент политики.
    Государство, как и бизнес, могут и должны влиять на культуру, однако сфера этого влияния должна быть ясно очерчена и ограничена. Культура предполагает поддержку государства, деловых кругов, творческой интеллигенции, наличие общественных благотворительных инициатив. Необходимо изменение политики и реальных действий. Задача построения культуры касается всех; это открытая, глобальная стратегия, имеющая конкретную цель. От концепции государственной национальной политики зависит мировоззрение, взгляды и поведение народов. Культурная деградация отражается на нравственных устоях всего мирового сообщества.
    В 1990-е годы прежние каналы коммуникации высокой культуры с обществом перестали действовать, новые каналы взаимодействия еще не сложились.
    В странах развивающихся и в странах с переходной экономикой маргинализация культуры происходит по причине бедности государств, необеспеченности социальных программ доходами бюджета.
    Гражданское общество, включая людей, занимающихся решением его социальных и культурных проблем, должно быть полностью вовлечено в деятельность, направленную на утверждение демократических принципов и гармонии в обществе. Современное общество представляет собой многообразие организаций, движений, социальных групп, политических, религиозных, культурных и иных течений, каждое из которых развивается по своим специфическим законам. Основным показателем развития общества является культура, выполняющая роль посредника между государством и обществом.
    Академик Д.С. Лихачёв выдвинул идею "свободы и культуры", в свете которой "возрождение страны возможно только благодаря культуре, а не идеологии".
    Интеллектуальная элита почти вся ушла из политики, освободив место для людей "второго ряда", так как осознала, что политическим силам и власти нужны не её знания и талант сам по себе, а её "имидж" как средство, инструмент политической борьбы.
    Если на Западе упор делается на индивидуальную свободу, в России воздействие на мировоззрение общества оказывала "соборность". В этих условиях главным деятелем российской культуры выступает интеллигенция, взявшая на свои плечи творчество и созидание новой культуры. Именно сфера культуры формирует и определяет новые цели и ценности общественной жизни, что и происходит в отдельных регионах, где формируются новые принципы межрегиональных и межгосударственных культурных связей, основанных на внедрение инноваций, обеспечивающих рост культурного потенциала общества.
    Считается, что когда существует изобилие ресурсов или возможность финансирования их недостатка, то потребности в инновациях практически отсутствуют. Но когда необходимо достичь высоких целей при существующих или сокращающихся ресурсных возможностях, тогда и появляется потребность в "мозговом штурме". В этот момент нация обращает свои взоры на наиболее образованную часть населения - интеллектуальную элиту, правительство и бизнес готовы создать процессу максимально благоприятные условия.
   НКО - очень подвижная система, способная быстро и гибко адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям, а элита имеет возможность постоянно внедрять свой "инновационный продукт". Она не так "привязана" к своей достаточно узкой специализации как госсектор. Особая роль НКО - во владении информацией и принятия адекватных решений - становится условием успеха. А в масштабах страны некоммерческий сектор в XXI веке создаёт мощную поддержку развитию рыночной экономики.
    Что же мешает России перейти к созданию новой культурной политики, которая позволила бы решить многие, если не все, проблемы в обществе? Финансы являются одним из второстепенных ресурсов (главным являются инновационные идеи) осуществления национальной стратегии. Основную роль финансиста выполняет частный бизнес и это совсем не меценатство. Бизнес рассматривает инновации как выгодное осуществление своих частных инвестиций.
    Важной задачей является создание среды для инноваций, где вложение в них инвестиций снимает нагрузку на правительства по финансированию многих направлений, создание постоянного тесного взаимодействия между высокопрофессиональными кадрами из НКО и властью, создание такой среды, которая позволила бы сориентировать свой огромный интеллектуальный потенциал на достижение общих целей структурам, ранее не связанных друг с другом.
    Необходимым условием становится определение специализации НКО, четко очерчивающее направление концентрации своего интеллектуального потенциала, что позволит создавать альянсы между НКО, бизнесом и властью.
   Специализация позволит определить, в чем НКО имеет преимущество, позволяющее получить наиболее высокий эффект. В России уровень принятия таких первоначальных стратегических решений - это уровень регионов. Именно здесь должна быть определена четкая специализация. Вектор усилий должен быть направлен из регионов для максимального использования ресурсов НКО - интеллектуального капитала региона. Этот региональный приоритет, должен найти поддержку местной власти, тогда станет понятно как готовить специалистов в местных условиях, станет понятна их роль в межрегиональных и международных культурных связях.
    Ограниченность финансовых ресурсов регионов создаёт мощный импульс инновационного развития НКО, нужно максимально помочь этому процессу сделать правильный выбор, способствовать использованию огромного национального интеллектуального потенциала, поддерживать подготовку региональных менеджеров в сфере культуры, создавать инфраструктуру для их инновационной деятельности, предоставлять финансовую помощь, особенно на переходный период. На этом пути можно осуществлять подлинную инновационную деятельность. И для этого не понадобятся десятилетия.
    Из всех средств, которые обеспечивают взаимодействие, взаимопонимание и взаимоуважение народов и социальных групп, безусловной действенностью и прочностью обладают сегодня, пожалуй, только академическая культура и наука и сопряженная с ними инфраструктура образования.
    Можно сделать вывод, что необходимым условием на данном этапе является создание международного координационного центра (или нескольких центров), который стал бы инструментом формирования и проведения последовательной целостной культурной политики, обеспечил целенаправленный характер мероприятий, дал анализ образовательных и культурных, этических и социальных проблем, разработал межнациональную стратегию, целевые программы и учебные пособия по культуре, обусловленные особенностями социально-экономического положения регионов, подготовил специалистов в сфере менеджмента. В его задачи входило бы:
    - сохранение всего комплекса учреждений культуры, его кадрового потенциала;
    - развитие сети международных профессиональных ассоциаций;
    - поддержка различных форм народного творчества;
    - обеспечение единства культурного пространства, создание условий для диалога культур;
    - влияние на процессы формирования культурной политики государств;
    - усиления роли культуры путём расширения числа субъектов культурной деятельности;
    - обеспечение приоритетного влияния культуры на выбор стратегии социально-экономического и политического развития общества.
    Недооценка и игнорирование проблемной ситуации, сложившейся за последние десятилетия на всём культурном пространстве бывшего СССР, автономизация и самоизоляция национальной интеллигенции пограничных регионов и стран могут привести к нивелированию этнической и духовной самобытности населяющих их народов.