Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o29.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:33:25 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.А. Баранова
г. Омск
Современные тенденции межкультурного взаимодействия в сфере образования
Проблемы
интернационализации и интеграции мирового
образования уже в течение ряда лет стали
предметом активных дискуссий как в зарубежной,
так и в отечественной науке. Под влиянием
происходящих в мире крупных
политико-экономических перемен, эволюции
ценностных систем многих стран, а также перед
лицом глобальных вызовов человечеству
современное образование приобретает все более
глобальный, общемировой характер.
Это связано, в первую очередь, с тем,
что сегодня знание получает новое общественное
измерение, становясь в один ряд с уже привычными
основаниями, определяющими развитие
общественного производства, - трудом, землей,
финансовым капиталом, и выдвигая образование в
число глобальных факторов общественного
развития, смягчения диспропорций, существующих в
мировом хозяйстве, формирования политической
стабильности. Непосредственно для образования
эта его новая роль стала мощным стимулом
интернационализации и интеграции. Речь идет об
уже объективно существующем явлении - "мировом
образовании" - сфере деятельности
человечества, в которой под контролем общества
формируются и получают реализацию внешние и
внутренние условия для развития личности в
процессе усвоения ценностей как национальной,
так и мировой культуры.
Таким образом, на этапе перехода к
постиндустриальному обществу становится
очевидным, что только консолидация потенциала
мирового образования и науки, постепенное
развитие международной интеграции в этих
областях способны обеспечить реальный приоритет
знания как ведущего ресурса развития в
глобальном масштабе.
Как и другие общественные институты,
образование под влиянием всеобъемлющего
процесса интернационализации жизни становится
все более открытым для межкультурного
взаимодействия, под которым понимается особый
вид непосредственных отношений и связей, которые
складываются между, по меньшей мере, двумя
культурами, а также тех влияний, взаимных
изменений, которые появляются в ходе этих
отношений. Межкультурное взаимодействие
является способом развития культуры, средством
осуществления коммуникативных связей. Под его
влиянием происходят динамические изменения в
сфере культурной деятельности двух
взаимодействующих культур, появляются новые
элементы культуры и новые формы культурной
активности, корректируются ценностные
ориентиры, модели поведения, картина мира, образ
жизни.
Каковы особенности межкультурного
взаимодействия в сфере образования?
Отечественные и зарубежные
исследователи отмечают усиление международной
составляющей развития отдельных элементов
образования - национальных, региональных
образовательных систем. Это не означает утраты
ими своей самобытности. Речь идет о том, что в
процессе межкультурного взаимодействия
происходит формирование новой международной
образовательной среды, где в наиболее
эффективных формах могли бы реализовываться
национальные интересы действующих в ней
участников и осуществляться совместный поиск
решения проблем, имеющих жизненно важное
значение для человеческой цивилизации в целом.
Что касается целей этих процессов, то
ученые выделяют цели двух уровней:
- глобальные - содействие через
углубление сотрудничества в сфере образования
общему социально-экономическому прогрессу и
устойчивому развитию мирового сообщества,
ослаблению давления глобальных проблем и
укреплению взаимопонимания между народами, мира
и свободы;
- внутрисистемные (собственно
образовательные) - объединение потенциалов
национальных образовательных систем для решения
задач, выходящих за рамки возможностей отдельной
страны и связанных с ликвидацией неграмотности
всех уровней, неравенства в возможностях доступа
к качественному образованию, с использованием
новейших технологий, воспитания личности,
осознающей не только свою национальную и
культурную идентичность, но и воспринимающую мир
во всей его целостности и взаимозависимости,
принимающую свою личную ответственность за его
судьбу и готовую конструктивно действовать для
его сохранения и развития.
При этом подчеркивается важность
существенного повышения качества образования в
мире, совершенствования человеческого ресурса,
обеспечение в этой связи возможностей
эффективного переноса знаний из одной части мира
в другую.
Достижение поставленных целей
связывается сегодня не столько с
педагогическими заимствованиями, что также
имеет место и само по себе целесообразно, сколько
с организацией совместных партнерских программ
и проектов, в том числе и исследовательских, в
рамках открытого образования, когда диалог
систем образования выступает как диалог культур.
Поэтому основным содержанием понятия
"межкультурное взаимодействие" в сфере
образования становится решение специалистами -
представителями разных культур, общих проблем
через реализацию международных
исследовательских программ.
Таким образом, в условиях модернизации
высшего педагогического образования в нашей
стране один из главных акцентов в подготовке
будущих педагогов-исследователей должен
ставиться на развитии их готовности к
организации и работе в совместных партнерских
программах и проектах при учете культурных
особенностей организации исследовательской
работы за рубежом.
При этом следует отметить, что в
настоящее время с реализацией подготовки
педагогов к межкультурному взаимодействию в
сфере образования связан ряд трудностей,
касающихся понимания того, как организовано
"чужое" педагогическое знание, как оно
включено в свой культурный контекст, насколько
оно "переводимо" в условиях других культур,
каковы логика и нормы зарубежных педагогических
исследований.
Анализ практики осуществления
международных исследовательских программ
показывает, что структура, формы и даже виды
научного исследования, принятые у нас, далеко не
всегда принимаются нашими зарубежными
коллегами. Такое положение вещей - следствие не
только языкового барьера. Скорее надо говорить о
барьере методологическом, понимаемом как
отсутствие взаимопонимания на уровне
используемых систем сбора и анализа данных,
формулирования гипотез и их доказательства.
Сравнивая два развивающихся в
педагогической науке направления -
отечественное и зарубежное, ученые отмечают, что
первое представляет собой тенденцию ко все более
глубокому изучению и осмыслению педагогической
реальности как феномена общечеловеческой (и,
разумеется, национальной) культуры. Для
зарубежного направления характерным является
развивающийся процесс сбора, анализа и
интерпретации знаний о педагогической
реальности в ее более узком, конкретном
понимании. В логике этой второй тенденции
педагогическая реальность рассматривается как
конкретная сфера деятельности и взаимодействия
определенного социума.
Основываясь на таком понимании
имеющихся различий в отечественном и зарубежном
поиске научного педагогического знания, можно
сказать, что различия между двумя традициями
лежат в области методологии и связаны с
проблемами методологического самоопределения,
определения сферы исследовательского интереса,
выбора метода педагогического исследования.
В связи с этим, анализ современного
состояния исследовательской деятельности в
области педагогики у нас и за рубежом показывает,
что большинство исследований имеют своей целью
более глубокое понимание и осмысление различных
сторон педагогической реальности. Меньшая часть
исследований сориентирована в областях
ретроспективного анализа и проектирования
(прогнозирования) образовательной практики.
Отдельно можно расположить работы
общеметодологического характера, направленные
на развитие понятийно-феноменологического
аппарата педагогической науки. Собственно, на
самом факте такого структурирования общего
массива научных исследований сходство между
отечественной и зарубежной педагогической
наукой ограничивается.
Отечественные исследователи в своих
работах, направленных на изучение,
проектирование и методологическое осмысление
педагогической реальности, в основном
занимаются построением моделей, предназначенных
для того, чтобы наиболее полно и достоверно
отразить результаты исследовательской
деятельности авторов. Безусловно, сильной
стороной таких работ становится
интегрированность созданных моделей в
социокультурный контекст, поиск и анализ
исторических корней рассматриваемого явления
или проблемы, прямая или опосредованная явная
связь со смежными областями научных знаний:
психологией, философией, социологией. Уязвимыми
областями этих работ может стать их
недостаточная "инструментовка"
диагностическими методами.
В данном случае под недостаточностью
методического оснащения отечественных
исследований Л. Илюшин понимает не только
ограниченный набор самих методик, но в большей
степени искусственно суженную область их
применения и непоследовательное, а иногда и
неточное их осуществление (администрирование) в
практике исследовательской работы. Часто
складывается ситуация, при которой формально
присутствующие в структуре исследования
инструменты не могут дать объективного научного
результата, поскольку применены лишь с
соблюдением принципа формального соответствия
исследовательских задач и диагностического
инструментария. Рассогласованность на уровне
глубоких теоретических построений, с одной
стороны, и недостаточно выстроенных методов
диагностического анализа педагогической
реальности, с другой - может привести к снижению
значимости полученных выводов.
В этом смысле, проблемной стороной
зарубежных исследований в области образования
является иной аспект. Тщательной инструментовке
большинства зарубежных исследований не всегда
соответствует глубина
философско-методологического анализа,
ретроспективного и межкультурного рассмотрения
заявленной проблемы. Складывается ситуация,
когда тщательный поиск, отбор и рассмотрение
массива данных может приводить лишь к
констатации того или иного положения, вместо
того, чтобы служить основанием для регулирования
научного вывода, прогноза или определения
области педагогического проектирования.
Разумеется, в зарубежном научном
пространстве существуют работы
общепедагогической и философско-педагогической
направленности, но все-таки основной
методологический вектор сориентирован не на эти
области.
Подводя итог сказанному, подчеркнем,
что главное различие между отечественной и
зарубежной традициями заключается в том, что
именно полагается основной целью
исследовательского поиска: новый научный факт
или собственная (новая, иная) научная позиция.
Право на существование имеют обе цели,
но актуальным остается вопрос об их отношении в
общенациональном исследовательском
пространстве, об их сосуществовании в рамках
конкретных исследований, об основаниях их
взаимодополнения.
Таким образом, подготовка к
межкультурному взаимодействию в сфере
образования, направленная на понимание логики и
норм педагогических исследований в контексте
других культур, является необходимой и
перспективной с точки зрения компетентной
оценки настоящей и проектирования будущей
образовательной практики, особенно с учетом
процессов все более динамичной интеграции
национальных образовательных пространств.