Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o24.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:31:46 2012
Кодировка: Windows-1251
Проект ООН 'Содействие развитию образования в области прав человека в России'

С.Ю. Иванова
г. Рязань

Проект ООН 'Содействие развитию образования в области прав человека в России':
работа с молодежью и перспективы сотрудничества российских и зарубежных специалистов по правам человека
(Программа 'Региональные школьные конкурсы по правам человека' проекта ООН 'Содействие образованию в области прав человека в России'.)

1. Проект ООН 'Содействие образованию в области прав человека в России'.

    Проект реализуется при содействии Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека и Министерства иностранных дел Российской Федерации с 2000 г. Основной исполнитель - Фонд 'Точка опоры', Москва. В рамках проекта осуществляются семинары по правам человека для школьных учителей, студентов и преподавателей вузов, конкурсы письменных работ 'Права человека в современном мире' и конкурс плакатов 'Имею право!' для старшеклассников, создаются библиотеки по правам человека в российских вузах.
    За сравнительно короткий срок - 2 года - Проект продемонстрировал свою устойчивость и эффективность. Опубликован учебно-методический комплекс и тематические сборники по правам человека для педагогических университетов. В семи регионах России: Москва, Красноярск, Екатеринбург, Омск, Владивосток и Пенза, - регулярно организуются и проводятся семинары по правам человека для учителей общеобразовательных школ. В 2002 г. впервые проведены такие семинары для преподавателей университетов и колледжей. Семинары и конкурсы проходят при поддержке и активном участии региональных уполномоченных по правам человека и представителей Комиссий по правам человека, региональных общественных детских, молодежных и правозащитных организаций. В процессе реализации проекта удалось создать устойчивую сеть взаимосвязей как между академическими государственными образовательными учреждениями, так и неправительственными общественными организациями. Всего в сети более 60 организаций из 44 городов 7 регионов РФ.

2. Конкурс 'Права человека в современном мире'.

    Одной из программ проекта ООН является конкурс 'Права человека в современном мире'. Конкурс показал большой интерес к проблеме прав человека как старшеклассников, так и учителей. Он предоставил школьникам возможность осмысления проблемы прав человека в своей стране, регионе, городе, школе. Если в 2001 г. в конкурсе участвовали только 3 региона, то после издания сборника лауреатов конкурса 2001 г. 'Мир цвета радуги!' - желание присоединиться к этому проекту изъявили еще несколько регионов страны.

    Задачи конкурса. Конкурс призван содействовать распространению и углублению знаний о правах человека через систему среднего образования, повышению качества образования в области прав человека в системе общего и дополнительного образования; повышению заинтересованности школьников в изучении прав человека, развитие интереса к правам человека среди учеников, их родителей и педагогов.

    Статистика конкурса. В 2002 г. в конкурсе приняло участие более 2800 старшеклассников более чем из 200 городов и поселков России. 4 февраля 2003 г. в Москве прошел финал конкурса. 36 российских школьников стали его победителями.

    Непосредственным осуществлением проекта занимались координационные центры в 6 регионах страны: Восточная Сибирь - 326 работ; Дальний Восток - 279 работ; Западная Сибирь - 511 работ; Северо-Западный регион - 388 работ; Урал -975 работ; Центр и Юг России -348 работ. Работу по Омской области (278 работ) осуществляла кафедра педагогики Омского государственного педагогического университета (координатор - Л. Струценко). Работы поступали не только из областных и республиканских центров. Много работ пришло на конкурс из районных городков, поселков. Это были письма-размышления и рефераты, эссе и тематические исследования, доклады и стихи: Круг вопросов, волнующих молодых людей, делающих в общественной жизни первые самостоятельные шаги, удивил, насторожил и обрадовал: В своих работах многие писали: 'Я хочу жить в правовом государстве: Я сделаю все для того, чтобы мои дети были счастливы:' Многие участники признавались, что впервые, благодаря конкурсу, задумались о правах человека:Самые 'популярные' темы - 'Права детей', 'Правовое государство', 'Право на жизнь', 'Право на образование', 'Дети и война', 'Свобода совести и религии', 'Терпимость к различиям', 'Свобода слова'...

3. Финал конкурсов 2002 г.

    На финал в Москву приглашены авторы 36 работ, победивших в регионах. Финал длился больше недели - с 28 января по 4 февраля 2003 г. Финал проходил в форме большой ролевой игры 'Шесть государств'. Разработчики игры - Молодежный Центр прав человека и правовой культуры (руководитель - В. Луховицкий). Ребята стали жителями вымышленных стран, в каждой из которых были определенные проблемы, связанные с нарушением прав человека. Получив либо роль 'государственных служащих', либо 'представителей негосударственных правозащитных организаций', команды финалистов приступили к выполнению игровой задачи: подготовке докладов о ситуации в своих странах в Комитет ООН по правам человека. 3 февраля игра переместилась в Конституционный суд России. Именно там состоялась защита подготовленных ребятами докладов. Роли членов Комитета ООН по правам человека играли весьма серьезные люди, судьи Конституционного суда, видные правоведы и правозащитники: Б.С. Эбзеев - член Конституционного Суда РФ, д. ю. н., профессор, председатель жюри; С.И. Володина - директор проекта 'Правовое образование в школе', к. ю. н.; В.М. Гефтер - исполнительный директор Института прав человека; Е.Н. Рахманова - руководитель Проекта ООН 'Содействие развитию образования в области прав человека', к. ю. н., доцент; З.КШнекендорф - профессор Московского педагогического университета, академик. После приветствия Председателя Конституционного суда РФ М. Баглая, на суд жюри было представлено 12 докладов команд финалистов. По завершении слушаний, каждому участнику была подарена книга Председателя Конституционного суда с автографом автора.
    Главной наградой, которую увез с конкурса каждый финалист, стало благодарственное письмо Верховного комиссара ООН по правам человека, которое лично привезла участникам финала из Женевы региональный советник Управления Верховного комиссара по правам человека ООН Т. Смит. Церемония награждения была организована при содействии Института 'Открытое Общество', программы 'Гражданское общество', Российского Фонда правовых реформ, 'Международного Мемориала' и других видных государственных и общественных организаций.
    Приятно отметить, что в финале участвовали и школьники из Омска: А. Довгань - Омск, 11 'Б' класс школы ? 56; Р. Коздринь, П. Коздринь - г. Тара, Омской обл., 11 'А' класс школы ? 3. Это не случайно - в Омске в рамках проекта ООН создана одна из площадок для работы со школьными педагогами. И успешность детей - результат этой работы.

4. Педагогическое сопровождение и сеть проекта.

    В каждом из шести регионов, кроме руководителей проектов, возглавлявших координационные центры региональных конкурсов, в разных городах работало еще по 5 - 10 координаторов. Фонд 'Точка опоры' оказывает поддержку примерно 50 - 60 координаторам. В рамках встречи финалистов в Москве для координаторов проходил семинар 'Региональные конкурсы по правам человека: опыт, анализ, перспективы'. В каждом из регионов прошли свои рабочие встречи координаторов и, после региональных финалов, семинары для педагогов-наставников. Семинары и другие формы поддержки педагогов и координаторов - естественная компонента проекта, позволяющая его участникам работать на высокопрофессиональном уровне. К работе в жюри и к экспертной оценке детских работ в регионах были привлечены лучшие педагоги и правоведы, ведущие правозащитники, юристы, уполномоченные по правам человека, историки, журналисты.

5. Возможности для сотрудничества.

    Представленный проект осуществляют совместно ведущие общественные правозащитные организации и педагоги регионов. Проект - прекрасная форма работы с молодежью и площадка для сотрудничества специалистов российского и международного уровня (историков, юристов, правоведов, журналистов, педагогов, лидеров и активистов правозащитных организаций). Проект завершится, а сеть останется. Останется опыт, полученный детьми при работе с темой 'Права человека' и учителями - в освоении техник и методик преподавания прав человека. Созданная сеть координаторов - открыта для сотрудничества, заинтересована в сотрудничестве.
    Примеры такого сотрудничества у российских правозащитных организаций уже есть, и я бы с удовольствием рассказала об этом подробнее. Наша общая задача - содействие формированию сильного гражданского общества, становлению демократии в нашей стране. А этому как нельзя лучше помогают проекты по развитию образования в области прав человека в России.