Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o14.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:28:45 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.Н. Глубокова
г. Омск
Общественное мнение в студенческом сообществе
В отечественной педагогике
давнюю традицию имеет исследование влияния тех
или иных сторон коллектива на личность. В русле
этого исследовательского направления было
выдвинуто и разработано немало продуктивных
идей. Анализ исследований по проблеме воспитания
в коллективе показывает, что такое воспитание
имеет потенциал, необходимый для освоения и
построения человеком опыта созидательной жизни -
совокупности разных его компонентов. В последнее
десятилетие исследователи проблем воспитания
старались обойти коллектив как средство и
условие воспитания человека. Однако следует
заметить, что независимо от
социально-экономических и политических условий
человеческое "Я" существует лишь в связи с
другими "Я". Между личностями нельзя
провести абсолютную границу. Личность
формируется и осознает себя только посредством
социального взаимодействия (Э. Гусинский, Н.
Турчанинова), и поэтому трудно представить
воспитание вне коллектива-сообщества. Понятия
"коллектив" и "сообщество" не отрицают
и не подменяют друг друга. "Сообщество" -
более общее понятие, "коллектив" - его
качественная характеристика (Р. Богданова). В
практике сложилось, что "коллективом"
называли любое объединение, которое по сути
своей чаще всего таковым не являлось. Тем самым
коллектив дискредитировали в общественном
сознании. Представляется важным и правомерным
восстановить коллектив в его высоком значении. В
таком контексте существенной остается научная
категория "жизнедеятельность воспитательного
коллектива" и стоящая за ней объективная
реальность, понимаемая как сложное, многогранное
социальное и психолого-педагогическое явление,
которое аккумулирует в себе деятельность и
общение, объективные и субъективные отношения,
духовно-нравственный потенциал коллектива и
личности. Вместе с тем, как подчеркивает М.
Казакина, жизнедеятельность коллектива
предполагает широкий жизненный контекст
ситуаций, обстоятельств, событий. Именно в силу
такого "состава" коллективная
жизнедеятельность способна выступить
источником нравственного формирования личности,
в том числе ее ценностных ориентаций, творческой
индивидуальности. Органическими компонентами
коллективной жизнедеятельности являются
различные формы активности личности в
коллективе: мотивы и поступки, ценностные
ориентации, самооценка, жизненные цели,
нравственные идеалы и реальное поведение; те или
иные способы участия в деятельности, их
связывание, соподчинение (личностное
наполнение); основные жизненные отношения.
Перечисленные формы активности, преобразуясь в
процессе целостного развития коллективной
жизнедеятельности, взаимодействуют с
деятельностью, различными формами общения и
отношений, качественно изменяют их, обеспечивая
тем самым поступательное движение - развитие
коллектива. При этом возникают новые ценности
коллектива, личности, новообразования. К числу
таких новообразований относится общественное
мнение как "оценочное суждение, в котором
заключен ценностный подход человека к
действительности" (Б. Ерунов). В современных
условиях, когда общество постепенно
определяется с содержанием ценностей, служащих
основой содержания воспитания, возникает
необходимость их закрепления и в нормах
общественного мнения. В контексте современной
ситуации в обществе особо важное значение
приобретают такие ценности, как свобода, права
человека и ребенка, ответственность,
толерантность, гражданское общество,
гражданское образование. Общественное мнение -
специфический продукт общения людей,
определяющее уровень коллективного сознания,
оно складывается на основе оценочных суждений и,
в конечном счете, влияет на формирование
нравственно ценных качеств человека. В
формировании норм общественного мнения огромную
роль играет сообщество - коллектив.
На географическом факультете было
проведено исследование в студенческих группах, в
частности, по изучению норм общественного
мнения. Полученные данные показывают, что почти
2/3 студентов (73,6 %) не представляют, что
означает феномен общественного мнения в жизни
студенческого сообщества, а значит, и в обществе.
Около 12 % студентов вообще отрицает его
существование: "Не проявляется ни в чем".
Студенты фактически никак не представляют себе
реальные функции общественного мнения. Анализ
полученных материалов позволяет судить о том,
что большинство студентов (82,3 %) высказывали
свое мнение и обсуждали проблемы разных аспектов
жизнедеятельности сообщества в личном разговоре
со студентами, совсем мало (10 %) - на специальном
обсуждении дел и взаимоотношений. Таким образом,
если обсуждение и происходит, то формально и не
служит становлению общественного мнения. Что
касается содержания ценностей, на основе которых
могут формироваться нормы общественного мнения,
то анализ ответов студентов показал, что более
всего ценится доброта, любовь, внимание,
достаток, независимость, взаимовыручка; в
меньшей степени - ценности профессиональные;
остаются почти не востребованными (лишь 6 %
ответов) ценности гражданского общества.
Творчество, индивидуальность, человеческая
личность в разряд ценимого попадают только в
8 % ответов и в качестве объективных ценностей
почти не влияют на становление норм
общественного мнения. Интересные результаты
получены о сторонах жизни, которые затрагивает
общественное мнение. Оценочные суждения
студентов показывают наибольшую выраженность в
сфере общения (71 %), взаимоотношений (73 %),
оценки нравственных качеств человека (77 %).
Нормы общественного мнения в сферах жизни,
связанных с активностью личности, ее гражданской
позицией, творческим подходом к будущей
профессии, авторству собственной жизни
функционируют лишь в 20 % случаев. 68 %
студентов считают, что общественное мнение в
студенческом сообществе не действенно.
Коллективная жизнедеятельность неизбежно
связана с возникновением и разрешением
конфликтов, своевременное их разрешение
способствует нормальному функционированию и
развитию сообщества. Анализ ответов показал, что
конфликты возникают довольно редко и связаны с
учебной деятельностью или межличностными
отношениями. "Реальные возможности"
конфликтных ситуаций для воздействия на
личность не используются (81 % студентов
переживают конфликты довольно мало и очень мало),
отсутствие конфликтов означает недостаточную
действенность общественного мнения,
ограниченность общения. Таким образом,
студенческое сообщество как наиболее социально
активная и продуктивная часть общества в
будущем, нуждается в целенаправленном
содействии становлению норм общественного
мнения как необходимого условия воспитания
человека в условиях гражданского общества.