Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:31 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:28:28 2012
Кодировка: koi8-r
Природные основания витального и танатального в сосуществовании социальных систем

А.В. Гидлевский
г. Омск

Природные основания витального и танатального в сосуществовании социальных систем

    В сообщении предлагается синтез ряда концепций, позволяющий построить непротиворечивую модель, с помощью которой решается комплекс современных проблем взаимодействия социальных систем и их элементов. Наблюдаемый в мире исторический и структурный изоморфизм социальных взаимодействии является следствием ряда природных оснований (факторов), определяющих витальные и танатальные тенденции в жизни человека, общества, цивилизации.
    Модель золотого миллиарда как система и цель существования цивилизации включает в себя широкий диапазон представлений от "чистой" модели, когда на Земле остаются 1-2 миллиарда людей и "усеченная" таким образом цивилизация проживает сырьевой ресурс, а затем погибает, до расширенной модели, когда 1-2 миллиарда хозяев - это жители стран Запада, а жители Востока - обслуживающий персонал, сырьевой и интеллектуальный ресурс в количестве, определяемом потребностями хозяев. Срок существования второго варианта несколько меньший в сравнении с первым. Расширенная версия второго варианта может быть сведена к следующему. Земля может прокормить около десяти миллиардов людей, из них те же 1-2 миллиарда из стран-хозяев - стран первого сорта (мира), а остальные - из стран второго, третьего и т. д. сортов, стран-придатков к золотому миллиарду. Возможны и иные варианты, вероятность осуществления которых, на наш взгляд, меньше упомянутых выше.
    Существуют и альтернативные модели социума будущего, когда у власти либо "просвещенный монарх", либо несколько наиболее умных людей планеты, что в принципе одно и то же, поскольку данный конгломерат моделей входит в класс, именуемый интеллектуальной моделью социума. Данная модель, в отличие от модели "золотого миллиарда", обеспечивает эквивалентный вещевой и информационный (культурный) обмен - справедливое распределение ресурса планеты. В этой модели духовная культура Востока должна быть совмещена с материальной культурой Запада. Другими словами, противоречие между Востоком и Западом снимается в интеллектуальной модели цивилизации, в основе которой лежит эквивалентный обмен - цивилизации справедливости. Данная идея не нова. Почти полвека назад А.Дж. Тойнби сформулировал эту проблему в несколько утопической, на наш взгляд, форме: "В отличие от правительств мировых государств прошлого, это мировое правительство предположительно будет установлено соглашением, а не навязано силой. Но это, тем не менее, будет мировое правительство. Если бы в атомный век удалось прийти к взаимному согласию, по меньшей мере относительно мирового правительства, оно было бы единственной практической альтернативой возможному геноциду (курсив наш. - А.Г.)". Тойнби оказался прав - современный мир пришел к геноциду как практике мирового зла, а терроризм - это по существу акт самоубийства, представляющий собой форму протеста. Здесь мы позволим себе философское обобщение. С точки зрения высших человеческих ценностей - добра, любви, самопожертвования, мир - это полигон зла, основа которого заключается в эгоизме природных систем, проявляющемся откровеннее всего в борьбе за ресурсы. Такая борьба характерна и для ДНК и для мирового сообщества. Создается впечатление, что над мировой системой, о прогрессивном характере развития которой принято обычно говорить, находится и управляет ею теневое мировое правительство - раковая опухоль цивилизации. Однако обсуждение данной суперструктуры зла - тема отдельного сообщения. Тойнби говорит о том, что препятствует созданию общества совести и как преодолеть эти препятствия: "Без наличия доброй воли в душах людей, необходимой для достижения согласия между ними, сотрудничество даже на самом низком уровне будет практически неосуществимо". Ниже мы вернемся к данному тезису Тойнби.
    Наука - это константы, на которых выстраиваются теории. В обсуждаемом плане наиболее существенным для нас представляется наличие константы, определяющей долю эгоистов и альтруистов в животном царстве, в том числе и "царстве" людей. Из экспериментов, проводимых с середины XX века на крысах, кроликах, обезьянах и людях, выяснилось, что 2/3 самцов - эгоисты, а остальные - альтруисты. Эгоисты - это те, которые "пасутся на поляне", подгребая все, что плохо лежит, а альтруисты - это защитники, жертвенники, самые толковые, визуалы (в терминологии НЛП), интеллектуальные возможности которых на порядки выше интеллектуальных возможностей эгоистов; т. е. интеллектуальный облик цивилизации определяют альтруисты, а эгоисты уничтожают мир и заодно самих альтруистов, обрезая им подступы к ключевым постам, поскольку альтруисты - чужие в стане эгоистов, которые обеспечивают "демократическое большинство" при каждом удобном случае. Таким образом, наличие "доброй воли" по Тойнби представляет собой утопию.
    Динамика мирового сообщества такова, что страны ислама доживают свой век, их голос в общем хоре цивилизации перешел на шепот. Победный клич Китая, идущего в отличие от Индии (которую правительство Индиры Ганди погрузило в цивилизационный отстойник) по пути неэквивалентного обмена как воплощения изначального зла - эгоизма, уже слышен "на западном фланге" цивилизации. Некоторые страны более низкого "сорта" вынуждены противостоять угрозе утраты ресурса с помощью имеющихся средств. Взрывы террористов-комикадзе - это сигналы для пересмотра поведения системы-индук-тора, т. е. той первопричины, которая вызывает подобного рода ответ. Диалектика в данном случае говорит, что ответ на изначальное зло оборачивается его же подобием и вызывает цепную реакцию размножения зла в мире.
    После обсуждения природных оснований танатального в мировом сообществе эгоизма и борьбы за ресурсы как следствия первого, перечислим пункты выхода из порочного круга мирового зла, совокупность которых представляет собой, на наш взгляд, сущность витального в социальных системах.
    Создание системы-наблюдателя - мирового правительства по мысли Тойнби.
    Создание мирового сообщества открытого типа не в плане открытия границ, а в плане открытия информации. Не должно быть закрытых проблем в открытом обществе.
    Не должно быть "глупых диктатур". Если диктатор (президент, правительство) совершает действия (ошибки) против интересов цивилизации, а это действия, уменьшающие ресурсы страны, планеты, то он должен быть наказан (вместе с "подельниками", разумеется) лишением своего ресурса для компенсации ущерба.
    Создание мировой интеллектуальной копилки. Вложения в образование во столько же раз эффективнее вложений в традиционно понимаемую науку, во сколько раз последние эффективнее вложений, скажем, в автомобильную промышленность.
    Интеллектуализация "мирового государства". Решение проблем в мире не является чрезмерно трудной задачей для людей с высокими интеллектуальными возможностями. Как только у власти в стране оказывается человек с высокими интеллектом, страна буквально за считанные годы достигает духовного и экономического расцвета. Основная проблема в том, что такие люди редко попадают во власть и еще реже достигают ключевых постов. Возможно, как в средневековом Китае, следует учинить экзамен на чин, в том числе президентский? Хотелось бы узнать название страны, правительство которой позволит это сделать.
    В заключение приведем краткие выводы. Природные основания танатального во взаимодействии социальных систем - эгоизм и борьба за ресурсы; витального - интеллектуализация всех элементов социальной системы, что означает приоритет образования в самом серьезном понимании этого термина. Давно существуют методы, позволяющие на порядки увеличивать интеллектуальные возможности человека и заодно формировать высокий нравственный потенциал (в частности, метод И. Песталоцци).