Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o12.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:28:06 2012 Кодировка: koi8-r |
О.Н. Крылова
г. С.-Петербург
Правовые ценности как один из принципов формирования современного содержания образования
Формирование современного
содержания образования невозможно
рассматривать вне единого контекста современной
школьной системы. В первую очередь, это
содержание определяется целями современного
образования, которые зависят в свою очередь от
целей общества.
Тем самым можно установить линейную
зависимость: цели общества - цели образования,
включающие цели каждой ступени образования от
начального до среднего (полного образования), -
цели образовательных областей - цели учебных
предметов, включающие цели федерального и
национально-регионального компонентов
образования, - содержание образования по каждому
учебному предмету, соответствующее каждой
ступени образования, - требования к уровню
подготовки выпускников с учетом федерального и
регионального компонентов на каждой ступени
образования.
Начиная с целей общества, приходится с
сожалением констатировать, что, являясь главным
системообразующим фактором, они весьма нечетко
прописаны в государственных документах, и более
того, не совсем понятны большинству граждан
нашей страны. Слегка они просматриваются в
первых строчках Конституции РФ, написанной от
лица всего народа страны, где утверждаются права
и свободы человека, гражданский мир и согласие,
исторически сложившееся государственное
единство, суверенная государственность,
незыблемость ее демократической основы,
благополучие и процветание России.
Национальная доктрина образования в
Российской Федерации, принятая в начале 2000 г.,
существенно конкретизирует цели общества и
выделяет приоритеты деятельности российской
школы в поликультурном, демократическом мире:
"сохранение, распространение и развитие
национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному
наследию народов России"; "воспитание
патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и
культуре других народов"; "формирование
культуры мира и межличностных отношений";
"разностороннее и своевременное развитие
детей и молодежи, их творческих способностей;
формирование навыков самообразования,
самореализация личности"; "формирование у
детей и молодежи целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения, развитие
культуры межэтнических отношений" и др.
Дальнейшие цели на уровне
образовательной области и учебного предмета нам
не удается вычленить из-за непринятых до
сегодняшнего дня государственных стандартов
содержания среднего образования.
Однако, приняв за основу
обусловленность содержания образования целями
общества и конкретизированными целями
образования, можно установить тот факт, что
содержание современного образования должно
строиться на принципах демократизации и
приоритетности формирования правовых ценностей.
Формирование правовых ценностей в
современном содержании образовании является
весьма сложным аспектам по нескольким причинам:
1) развитие их, причем в весьма
ограниченном наборе, позитивно утверждалось
только в советском периоде истории и культуры;
2) исходя из особенностей российского
менталитета, правовые ценности являются далеко
не безусловными для россиянина, и отношения с
государством в течение многих столетий не было у
обычного человека простым никогда, что
сформировало уже на генетическом уровне
определенное недоверие к власти и власть имущим.
Несомненным становится тот факт, что,
найдя свое отражение в целях общества и целях
образования, конкретное раскрытие правовые
ценности получат в содержании образовательных
областей и учебных предметов, что осуществляется
уже сегодня, но способы и подходы к решению
данной проблемы возможны различные.