Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o78.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:31 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:47:53 2012
Кодировка: koi8-r
Гуманизация общественной жизни и потенциал добровольческой социально ориентированной деятельности

С.Г. Чухин
г. Омск

Гуманизация общественной жизни и потенциал добровольческой социально ориентированной деятельности

    Актуальность заявленной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, недостаточно ясным пониманием в этической мысли сущности и значимости понятия "нравственная деятельность". Во-вторых, оторванностью этического понимания нравственной деятельности от психолого-педагогических аспектов деятельности конкретного человека Отсюда трудности с перенесением данного явления в жизнедеятельность определенного субъекта, в позиции ученика и учителя в педагогическом процессе.
    Полагаем, что рассмотрение психолого-педагогической природы нравственной деятельности человека наиболее представимо через осмысление понятия "ведущая воспитательная деятельность". Под ведущей воспитательной деятельностью автор понимает организацию специфической деятельности учащихся в педагогическом процессе, посредством участия в которой они приобретают социально приемлемый опыт жизнедеятельности.
    Какие виды ведущей воспитательной деятельности можно обозначить на современном этапе развития отечественной педагогики? Обозначим такие, как: общественно-полезная и волонтерская (добровольческая). Общественно-полезная деятельность являлась ведущей для педагогики нравственного развития человека советского периода. Она представляет собой классический вариант социоцентрированной, формирующей парадигмы нравственного воспитания. Если быть последовательным при изложении сущности данной парадигмы, то можно представить следующую ее определенность. Коллектив (например, ученический класс) проецировал на личность определенного учащегося социально приемлемые формы (нормы) жизнедеятельности (морального поведения), которые ученик принимал либо отвергал. Данный процесс воспитания можно назвать адаптационным. Следует оговориться, что автор разделяет методологическое положение этики о диалектическом единстве и различии морали и нравственности. Где под моралью понимаются общественные нормы поведения, существования человека, иначе говоря, некие общественные стереотипы. Под нравственностью же понимается индивидуальная рефлексия каждого человека по поводу существующих моральных норм общества. Таким образом, нравственность можно представить как многовариантную картину мира, нравственный идеал (образ) у каждого свой. Мораль же всегда содержит, как правило, один вариант картины мира. В результате модель формирующего воспитания являла собой ярко выраженную адаптационную направленность развития человека, но в то же время она содержала наименьшую степень риска, так как обладала четкими критериями оценки.
    Волонтерская (добровольческая) воспитательная деятельность возникла как аналог общественно полезной деятельности (или морального поведения). Смена социо-центрированной парадигмы на индивидуально-центрированную вызвала необходимость поиска новых оснований для нравственного развития человека. В качестве теоретических оснований современного отечественного воспитания провозглашается личностно ориентированный подход. Сделаем попытку довести его до логической завершенности формулировок в русле исследуемого вопроса. Отвечает ли волонтерская деятельность сущности данного подхода? Скорее всего, нет и вот почему. Да, действительно, эта деятельность предполагает достаточную активизации индивидуальной нравственной позиции личности, но все равно ее осуществление предполагает коллективный характер ответственности за совершенное действие. Кардинального преобразования мотивационных процессов не наблюдается, происходит воспроизведение картины мира в заданном направлении. Конечно, при личностно ориентированном подходе к воспитанию необходимо должна сохранятся ориентация педагогической деятельности на формирование морального (общественно ориентированного) образа поведения, то есть адаптационных моментов существования человека. Но принципиально важным является потребность личности в неадаптивных актах нравственной деятельности, которые позволяют ей перейти на ступень преобразования существующей общественной реальности. Пришло время определиться с формулировками понятий "нравственная деятельность" и "неадаптивная активность", определить степень их соотношения.
    М.Н. Аплетаев определяет понятие "нравственная деятельность" следующим образом: "В узком смысле - как деятельность, направленная на утверждение в жизни морально-нравственной ценности - добра... специфическим "предметным полем" приложения нравственной деятельности по критериям "добро - зло" является сфера субъект - субъектных отношений. Эта его особенность и обуславливает "вездесущий", всепроникающий характер нравственности, в составе которой нравственная деятельность занимает ведущее, системообразующее положение: в ней проявляются и развиваются нравственные отношения, ее отражает и в ней просвечивается нравственное сознание". Относительно же понятия "неадаптивная активность" В.А. Петровский указывает, что она "характеризуется предпочтением действий с непредрешенным исходом, выходом за границы известного и предсказуемого. Важный аспект неадаптивной формы активности - осуществление свободы субъектом: в выборе собственных действий, выходе за пределы установленного, предрешенного; человек свободен как от внешней заданности, так и от диктата собственных противоречивых потребностей". Представляется важным заострить внимание еще на одном аспекте природы неадаптивной активности - "речь идет о том, что человек как бы предрешает собственной волей то, что фактически предрешить не может, и ради этого готов пойти на известные жертвы. Тем самым зависимость от обстоятельств оборачивается зависимостью от воли действующего".
    Таким образом, истинным полем конечной логической реализации личностно ориентированного подхода в воспитании является развитие способности школьников к совершению актов нравственного действия, которые носят преобразующий характер по отношению к морали социума. Говорить же о понятии "нравственная деятельность" с научной точки зрения не представляется возможным, так как оно подразумевает некую последовательность обозначенных актов. А ведь нравственное действие, читай акт неадаптивной активности, по определению продукт штучный, разовый, индивидуалистический. Выражаясь в духе философии экзистенциализма, это есть акт застывшего в вечности мгновения проявления неповторимой человеческой субъектности. Получается, что, понимая ведущую воспитательную деятельность как аналог морального поведения, психолого-педагогическую природу ее можно определить как некий моральный тренинг. Нравственное же действие - это всегда глубоко индивидуальный вид действия, неподдающийся управлению извне. Как создать в педагогическом процессе образовательного учреждения условия для возникновения возможности и потребности в подобного рода действиях - вот в чем главный вопрос современной педагогики нравственного развития человека. Совершение актов нравственных действий предполагает многовариантность картины мира, повышенный риск развития жизнедеятельности учащихся, ибо отсутствует система четкого критериального обоснования подобных действий, да она и в принципе невозможна. Но разве реальная жизнь не есть постоянный риск и борьба за свою человеческую сущность, отстаивание ее в "пограничных" ситуациях нравственного выбора? Думается, что отрицание этого факта ведет к педагогическому лицемерию в плане выстраивания педагогического процесса на основании личностно ориентированного подхода к воспитанию.
    Разумеется, что автора данной статьи можно обоснованно упрекнуть в том, что он оставляет своими размышлениями больше вопросов, нежели ответов. Это и не отрицается, но целью статьи была попытка довести до состояния логической последовательности личностно ориентированную парадигму воспитания, пусть даже на самом обобщенном и недосказанном уровне.