Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o77.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:47:38 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.П. Баталова,
Л.П. Бузынникова,
Г.Б. Ничипоренко
г. Омск
Этапы создания правового пространства школы
В современном обществе
жизнь предельно открыта и требует от граждан
социальной активности, которая выражается в
умении адаптироваться в любом социуме, в умении
общаться, бесконфликтно решать проблемы,
выполнять различные социальные роли.
Подготовиться к полноценной жизни
можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных,
социально значимых действий, совершаемых в
условиях детско-взрослого сообщества. Такие
условия могут быть созданы в детских
общественных объединениях различной
направленности. Важной особенностью таких
объединений является то, что для ребенка это
пространство проб, в котором происходит
саморазвитие, реализация социальных качеств,
формирование социальной компетентности и
ответственности, не носящие обязательного,
внешне регламентированного характера и потому
обеспечивающие его развитие. Правовая
социализация по-настоящему зависит не от суммы
знаний, а от того, осваивает ли человек право и
его элементы таким образом, чтобы они имели смысл
для него самого. Все должно войти в его
собственную систему норм, ценностей,
представлений о мире.
Одним из главных ориентиров для нас
является выработка социальной компетентности
личности, которая не может быть определена
только через сумму предметных знаний и умений,
так как значительная роль в ее проявлении
принадлежит обстоятельствам. А это значит, что
молодежь должна уметь мобилизовать в конкретной
ситуации полученные знания и опыт. Социальная
практика у детей может быть целенаправленно
сформирована в стенах школы. Если школа не берет
на себя миссию становления правовой культуры,
вероятность формирования гражданского общества
в России уменьшается.
Таким образом, важной характеристикой
пространства социального развития является
набор доступных видов деятельности и
возможность включения в нее. Именно это
формирует не только операционную, но и
мотивационно-ценностную структуру личности.
Дети могут и должны сами творить свое
правовое пространство, которое состоит из
совокупности условий, позволяющих формировать
определенный уклад жизни школы. И такой первый
опыт учащиеся нашей школы уже получили, когда
принимали Устав школьной жизни. Тогда, пожалуй,
дети впервые открыто заявили о своих правах
взрослым.
Расширить свои знания о правовом
воспитании школьников нашим учителям помогли
семинары в рамках программы ООН "Содействие
развитию образования в области прав человека"
в Омске и в Томске. В школе была разработана
система мероприятий для разных возрастных групп.
Младшие школьники приняли участие в конкурсе
рисунков "Мир цвета радуги", ученики 5-9
классов участвовали в конкурсе плакатов, а
старшеклассники писали сочинения по теме
"Права человека в современном мире". На
конкурс было выставлено более 10 работ учащихся,
консультантами которых являлись учителя
русского языка и литературы Е.П. Баталова, Л.П.
Бузынникова, Г.Б. Ничипоренко, Т.И. Филиппова,
учитель обществознания Л.Б. Романюк. Что же
волнует детей на пороге взрослой жизни? Это можно
определить, проанализировав темы сочинений.
Звучали они так: "Право на благоприятную
окружающую среду", "Право ребенка на
счастливую жизнь в семье", "Мое право на
образование", "Свободу убеждениям!". Лена
Бузынникова (консультант Л.П. Бузынникова), Таня
Быструшкина (консультант Л.Б. Романюк) вышли в
финал регионального этапа Всероссийского
конкурса творческих работ в Томске. Получив
дипломы участника и лауреата конкурса, они
продолжают заниматься вопросами правового
образования: работа в школьном кружке "Ты и
твое право", участие в семинаре "Права
человека. Права ребенка", организованном
Омским государственным педагогическим
университетом, участие в городской
научно-практической конференции школьников при
ЦДО "Эврика". Права человека лучше всего
постигаются на собственном опыте, в реальной
жизни. Такой опыт может извлекаться из
повседневной школьной жизни.
Для сегодняшних детей актуальным
становится восстановление не только
гармоничного развития взаимосвязанных систем:
Человек - Социум - Природа, но и восстановление
основных прав и свобод личности.
Правовое воспитание в нашей школе
ведется по двум направлениям: просветительство и
социальная практика. В своей работе мы
используем методику проектов. Итогом работы на
семинаре "Права человека в современном
мире" стала разработка проекта, направленного
на создание в школе правового пространства,
позволяющего не только защищать конкретного
ребенка, но и формировать социально значимые
качества. Цель проекта - создать условия для
овладения знаниями и навыками правовой культуры
всеми учащимися. Идея проекта заключается в том,
чтобы создать информационно-правовое
пространство, которое явилось бы фактором
развития правовой культуры школьников. В ходе
осуществления проекта перед нами встали
следующие задачи: создать банк данных,
исследовать уровень правовых знаний учащихся,
разработать структуру пресс-центра и систему
мероприятий по правам ребенка и порядке их
реализации. Ресурсным обеспечением проекта
явилась нормативно-правовая (Закон РФ "Об
образовании", Конституция РФ, Конвенция о
правах ребенка, Устав школы);
информационно-технологическая (сбор банка
данных, средства мультимедиа, переписка по
Интернету, правовая афиша) основы; кадровое
обеспечение (психолог, социальный педагог,
консультации ученых).
В результате реализации проекта у
учащихся повысится не только уровень правовой
культуры, но и социальная активность, а
демократические отношения станут нормой
школьной жизни.