Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o72.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:46:17 2012 Кодировка: koi8-r |
И.С. Мирошникова
г. Северск
Молодежный форум как форма гражданского образования молодежи
Северская гимназия имеет
трёхлетний опыт подготовки и проведения
городской молодёжной творческой конференции,
получившей с этого года название Молодёжный
форум: "Новое поколение горожан: кадровый
резерв XXI века". Это пространство
представления молодыми людьми - учащимися
различных образовательных учреждений города
своих инициатив в виде проектных,
исследовательских работ, авторских
произведений, самой широкой тематики.
Направления деятельности Молодёжного
форума: "Современный город: сценарии
развития"; "Современный мир информации";
"Современная межкультурная коммуникация";
"Современный образ жизни"; "Стилистика и
дизайн: современные тенденции";
"Современная наука: перспективы развития";
"Школа: контуры будущего".
В рамках Молодёжного форума молодые
авторы проектно-исследовательских работ имеют
возможность обсудить их с экспертами -
специалистами из различных сфер деятельности, в
том числе администрацией города,
представителями бизнеса, учёными и т. д. Это
позволяет выявить и поддержать наиболее
перспективные идеи, увидеть дальнейшие
перспективы каждой из работ. В рамках форума
проходят различные круглые столы, дискуссии,
пресс-конференции по проблемам, волнующим
молодёжь: "Молодёжь и перспективы развития
города"; "Молодёжь и образование: шансы и
риски"; "Молодёжь, СМИ, город" и др.
Партнёрские взаимоотношения между
молодёжью и профессионалами, серьёзность и
всесторонность обсуждения молодёжных проектов и
исследований, специально организуемые и
поддерживаемые на форуме, даёт возможность юным
участникам почувствовать себя ответственными за
своё будущее, за своё образование, за свой город;
способствует становлению их гражданской
позиции.
Такой вид деятельности не является
типичным для обычной школы как образовательного
учреждения. Однако, полагая главной задачей
школы подготовку молодого поколения к жизни в
гражданском обществе (которое пока ещё находится
в стадии формирования в нашей стране), мы стали
задумываться о том, а где же, в каком школьном
пространстве, молодой человек сможет приобрести
необходимые для этого качества. Умение быть
ответственным за себя, за своё образование, за
своё будущее; умение быть активным, умение
активно менять жизнь вокруг себя, а не только
адаптироваться к ней. Требованиями современного
общества также являются: высокая мобильность,
инициативность, стрессоустойчивость, постоянное
освоение новых способов деятельности, умение
работать в команде и т. д.
Пока же школа, в основном, развивает, в
лучшем случае, умение учиться, быть учеником,
исполнителем, а когда же становиться
ответственным за свою жизнь? Предполагается, что
выстраивание подобного дополнительного
образовательного пространства поможет
преодолеть данный дефицит.
Сложилась целая система работы в
течение года по поддержке и развитию
образовательной инициативы ребят, завершающим
этапом которой является Молодёжный форум.
Первым этапом является "Фестиваль
идей" - этап инициации, порождения и поддержки
первоначального интереса, создания условий для
перевода его в замысел творческой работы,
инициативное действие. "Фестиваль идей" -
это множество образовательных событий: сборы
старшеклассников и сборы актива детской
организации, ярмарки идей, аукционы проектов,
общественные слушания, деловые игры, тренинги,
мозговые штурмы, дискуссии, круглые столы и
т. п. и как большое конечное событие - городской
фестиваль творческих идей. Задача всех этих
событий охватить как можно больше ребят, создать
пространство, в котором возможно пробное
инициативное действие, высказывание своей идеи,
её презентация, поиск и нахождение поддержки,
обмен и взаимное обогащение идеями. Но это и этап
задавания перспектив, без чего невозможно
развитие инициативы. С расчётом на это выстроены
секции, названия которых звучат с заявкой на
перспективу; к работе привлекаются эксперты,
консультанты - специалисты из различных областей
деятельности, представители общественности
(детской, родительской, учительской); работа
секции выстраивается в виде экспертных
обсуждений; задаются культурные формы
представления своего замысла, презентируются
городские проекты, конкурсы, различные
программы, в которые можно встраиваться со своей
инициативой.
Второй этап - "Тематические и
методологические семинары". Этап развития,
поддержки инициативы, замысла творческой работы,
овладения исследовательскими, проектными,
авторскими способами деятельности, овладения
методологической грамотностью; углубления
знаний по тематике творческой работы. Этап
необходимый, так как первоначальный интерес
склонен затухать, если в процессе разворачивания
творческой работы её автор не приобретает нового
знания, новых способов деятельности; не начинает
ощущать себя более оснащённым и успешным. Формы
работы на этом этапе - проектные и
исследовательские семинары, экспертные
обсуждения, групповые и индивидуальные
консультации. Это время разработки и подготовки
к конкурсам.
Третий этап - "Предварительная
защита". Это тоже этап поддержки инициативы, но
немного в другом плане, в плане развития умения
представить, презентовать свою работу, найти
адекватный по содержанию и интересный по форме
способ защиты результатов, соответствующий
тематике секции, учитывающий интересы
присутствующих на секции участников. Этот этап
очень важен для складывания самой конференции,
так как именно здесь проектируются её секции,
формы их проведения, с тем расчётом, чтобы она
стала по-настоящему образовательным событием
для всех её участников.
Четвёртый этап - "Городской
молодёжный форум". Событие, с одной стороны,
завершающее годовой цикл работы, место и время
представления и экспертного обсуждения
результатов творческих работ. А с другой -
возможность задать новые перспективы движению.
Событие должно быть образовательным, интересным,
нестандартным. Это возможность собрать вместе
много интересных людей - специалистов в
различных областях, которые могут увидеть и
поддержать наиболее интересные и перспективные
работы и их авторов. Секции выстроены
непредметно (в школьном смысле этого слова), их
тематика охватывает основные сферы современного
общества, что даёт возможность учитывать широкий
спектр интересов и инициатив.
Все этапы подготовки и проведения
Молодёжного форума основаны на принципах
поддержки инициативного действия самих ребят.
Для этого весь цикл событий в течение года
задуман и осуществляется таким образом, чтобы
задействовать основные источники активности
человека: личный интерес, расширение способов
деятельности, видение перспектив своей
деятельности.
Молодёжный форум и выстраиваемое
образовательное пространство в целом
способствует появлению в городе общности
молодых инициативных, ответственных людей,
способных осуществлять собственные проекты в
различных сферах жизнедеятельности.