Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o68.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:33 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:45:09 2012 Кодировка: koi8-r |
О.М. Сальникова
г. Омск
Содержание педагогической подготовки преподавателей технического вуза в условиях интеграции России в мировое образовательное пространство
Квалифицированные
научно-педагогические кадры очень важны при
интеграции отечественной системы высшего
профессионального образования в мировое
образовательное пространство. Особенно
актуальной становится проблема
квалифицированных кадров в период модернизации
системы высшего образования.
Важным признаком интернационализации
образования, ориентирующегося в своем развитии
не только на позитивный отечественный опыт, но и
на прогрессивные зарубежные традиции в сфере
образования и науки, становится совместная
образовательная деятельность с зарубежными
партнерами. Это позволяет сделать
образовательную сферу более гибкой,
приспособленной к возможным изменениям, которые
должны привести ее в соответствие с общемировыми
требованиями. Потребность в педагогической
подготовке преподавателей технического вуза
объективно обусловлена рядом причин. Прежде
всего, выпускники технических кафедр не имеют
опыта преподавания в вузе и специализированных
педагогических знаний, в то время как
педагогическая деятельность аспирантов и
молодых преподавателей становится одним из
основных видов профессиональной деятельности
наряду с исследовательской деятельностью.
В рамках проекта "Гражданское
образование" Центрального Европейского
университета в ОмГТУ второй год проводится курс
педагогики для аспирантов технических
специальностей. Опыт показывает необходимость
преподавания данной дисциплины и перехода на
новые государственные образовательные
стандарты подготовки аспирантов.
При проектировании содержания курса
"Педагогика вышей школы" был осуществлен
модульный подход. Курс состоит из 5 модулей,
каждый из которых является самостоятельным и
законченным циклом, имеющим свои цели, задачи и
содержание обучения. Модули охватывают
следующие основные разделы педагогики: основы
педагогики высшей школы, педагогические
технологи, технология проектирования учебных
дисциплин, использование информационных
технологий в обучении. Модульная организация
программы позволяет при необходимости уделить
больше внимания некоторым модулям при наличии
соответствующего интереса и потребностей
обучающихся.
При разработке программы учитывались
особенности преподавания в техническом вузе и
потребности аспирантов и молодых преподавателей
в педагогических знаниях. Оценка потребностей
аспирантов в педагогических знаниях проводилась
методом опроса. Анкетирование и опросы около 100
молодых преподавателей ОмГТУ (со стажем работы
менее 5 лет) позволили выявить ряд основных
трудностей молодых преподавателей технического
вуза, связанных с педагогической деятельностью.
Вопросы, вызвавшие наиболее общий интерес,
состояли в умении планировать процесс обучения и
выбирать методы обучения адекватные
индивидуальным психологическим особенностям
студентов, в умении студентов мотивировать
особенности педагогического общения, формы
организации самостоятельной работы, методы
оценки знаний, умений и навыков студентов,
критерии оценки знаний, умении и навыков,
зарубежный опыт. Некоторые аспиранты обращали
внимание на необходимость рассмотрения методов
обучения и контроля знаний, применяемых в
дистанционных формах обучения, на заочном и
вечернем отделениях, как разрабатывать учебные
пособия, как формировать коллектив и
организовывать работу в малых группах, обучение
на рабочем месте, принципы обучения и
самообучения.
Методы обучения учитывали принципы
деятельностного и личностного подходов, опору на
предшествующие знания обучающихся и их опыт
профессиональной педагогической деятельности,
учитывались основные принципы обучения
взрослых.
В ходе проведения курса были
реализованы различные способы активизации
обучающихся, широко используемые в зарубежной
практике обучения взрослых. Наибольшей
активизации обучающихся способствовали
следующие формы обучения.
Анализ практики: обучаемые изучают
реальные ситуации, как специалистами
выполняются различные виды деятельности, или
роли, как они реагируют на различные ситуации.
"Группы критики": группа делится
на две или более подгрупп и участвует в оценке
презентации, выполняемой третьей группой. При
этом задача первой группы состоит в том, чтобы
выявить положительные моменты, а задача второй
подгруппы - в высказывании критических
замечаний. Роль преподавателя состоит в
обобщении комментариев обоих групп, а
формирование знаний осуществляется на основе
развития критического мышления.
Ролевая игра: когда обучающиеся имеют
возможность применить знания и навыки в
ситуациях, требующих быстрого принятия решений.
Потенциал игры возрастает, так как многое
аспиранты являются сотрудниками одного вуза, а
рассматриваемые ситуации связаны с реально
практикой.
Метод разбора случаев: обучающиеся в
группах или самостоятельно анализируют
ситуации.
Дебаты: презентация конфликтующих
мнений двумя людьми или двумя группами с целью
выяснения их позиций. Формирование знаний
активизируется, когда люди представляют
противоположенные точки зрения, при этом не
обязательно, что они разделяют эти точки зрения.
Проблемы из опыта работы. Участники
группы записывают проблемные ситуации, с
которыми они столкнулись в практической
деятельности. Создается своеобразный "банк"
проблемных ситуаций или вопросов, актуальных для
участников данной группы. Далее обучающимся
предлагается совместно обсудить возможные пути
решения данных проблем. Роль преподавателя
сводится к обобщению и систематизации знаний, к
дополнительным комментариям по возможности
применения этих знаний в новых ситуациях.
Применение данных методов обучения
способствует активизации формирования
педагогических знаний и умений аспирантов и
молодых преподавателей технического вуза.
Мотивация при изучении курса возрастает, когда
знания и умения могут быть применены сразу же в
практической деятельности.
Если рассматривать педагогическую
подготовку преподавателей технического вуза как
процесс, то очевидно, что этот процесс должен
носить непрерывный характер, а различные формы
повышения педагогической квалификации должны
являться частью стратегического планирования
развития вуза.
В рамках непрерывной педагогической
подготовка преподавателя вуза актуальными
становятся некоторые методы обучения в ходе
профессиональной деятельности, такие как
наставничество, ротация персонала, участие в
семинарах повышения квалификации и
конференциях, обмен опытом, выполнение
совместных проектов по разработке новых учебных
курсов и методических материалов и т. д.
Таким образом, оптимизация
педагогической подготовки аспирантов и молодых
преподавателей технического вуза с применением
новых педагогических технологий и методов
обучения будет способствовать повышению
качества подготовки специалистов вуза.