Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o67.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:44:53 2012 Кодировка: koi8-r |
Н.Л. Иванова
г. Ярославль
Роль российско-американского сотрудничества в развитии российского образования
Российская система
образования, как и общество в целом, претерпевает
серьезные изменения. Многие реформаторы
отмечают, что наше образование должно
развиваться по пути вхождения в западное
образовательное пространство, что позволит
использовать положительный западный опыт и
стимулировать некоторые важные для развития
нашего образования процессы. Это создаст
благоприятные условия для реформирования
отечественного образования в соответствии с
новыми реалиями.
Одной из наиболее сложных проблем
отечественного образования сегодня является
демократизация образования, что означает
развитие демократических процессов как в
организации, так и в обеспечении и в управлении
образованием.
Большую роль для развития
демократических процессов в образовании играет
международное сотрудничество. Многие страны
мира, обладающие высоким потенциалом в области
образования и науки, стремятся к созданию
единого мирового образовательного пространства,
основанного на общих подходах к содержанию,
методам, средствам обучения. Такая позиция имеет
большую выгоду как для национальных
образовательных систем, так и для человеческого
общества в целом.
Особое значение для развития
демократических процессов в российском
образовании играет опыт взаимодействия между
российскими и американскими учеными, участие
наших ученых и студентов в международных
обменах, проектах. Ярославский государственный
университет, наряду с другими вузами Ярославской
области принимает активное участие в
американских образовательных и научных
программах. Благодаря этому работают несколько
центров Интернет, студенты и преподаватели имеют
возможность получать образование в американских
вузах и колледжах, проводить научные
исследования в библиотеках, организовывать
международные конференции и проекты совместно с
американскими учеными.
Назовем некоторые примеры такого
сотрудничества: а) Интернет-проекты,
организованные ЯрГУ и университетом Стенфорда,
Ярославской областной библиотекой и проектом
"Гармония" и многие другие; б) программы
обменов учеными, студентами, школьниками,
проводимые Американскими советами, Институтом
"Открытое Общество" и другими фондами и
организациями; в) вторая всероссийская
конференция Ассоциации выпускников программы
Фулбрайт с участие американских ученых, которая
проходила в Ярославле (апрель 2002 г.) и т. д.
Эта работа способствует реализации
очень важных целей, связанных демократизацией
системы образования, совершенствованием
регионального управления учебными заведениями,
обеспечением открытости образовательной
системы, демонополизацией ее финансирования,
развитием непрерывного образования и т. д.
Сотрудничество имеет ощутимые
результаты: а) внедрение новых идей,
информационных технологий, современных методов
преподавания в учебных заведениях; б)
обеспечение доступа студентов и преподавателей
к новым источникам информации, учебным пособиям
и научным трудам ведущих американских ученых; в)
возможность проведения сравнительных
исследований и т. д. Здесь особенно хочется
подчеркнуть роль развития международных
исследований в области образования, которые
действительно выступают важным фактором
развития отечественного образовательного
пространства в соответствии с нормами
прогрессивных стран.
Поэтому для расширения перспектив
сотрудничества в области образования необходимо
реализовывать следующие задачи:
- участие в международных
исследовательских проектах
(телекоммуникационные проекты,
исследовательская деятельность,
экспериментальные площадки, проекты по оценке
уровня знаний и т. д.);
- сбор, обобщение и анализ зарубежного
педагогического опыта: использование
информационных сетей, например ИНТЕРНЕТ, участие
в конференциях и т. п.;
- расширение границ непрерывности
образования через более широкую экспертную
оценку содержания и методов обучения, участия
наших педагогов и студентов в зарубежных учебных
программах, внедрение сопоставимых с
международными стандартами степеней и т. д.;
- изучение содержания, методов,
принципов, средств, условий обучения и
воспитания, характерных для высокоразвитых
стран;
- поиск общих (глобальных) элементов
образования в развитых странах и анализ
возможностей их использования в отечественном
образовании; - выявление основных подходов и
тенденций в зарубежном образовании,
сопоставление полученных данных с
отечественными;
- анализ целей и задач обучения и
воспитания с учетом влияния на них мировых
процессов (социальных, экономических,
политических, экологических и др.).
В то же время важно отметить и проблемы
развития международного сотрудничества в
области образования, а также использования
зарубежного опыта.
Во-первых, поскольку Россия слишком
долго была оторвана от других стран, находилась
за "железным занавесом", наши успехи и
проблемы в образовании оставались предметом
исследования только отечественных специалистов.
Поэтому сложным остается вопрос как о практике
демократических реформ, так и общественной
готовности их принять, что отмечают многие
участники академических обменов.
Во-вторых, система образования в
России для Запада представляет собой парадокс. С
одной стороны, она характеризуется многими
достижениями: в среднем высокий уровень знаний в
естественных науках и математике,
трудоспособное население грамотно, начальное
образование доступно всем детям и т. д. С
другой стороны, прошлые достижения образования
определялись требованиями, исходящими из задач
плановой централизованной экономики. Этот
парадокс понимают сейчас многие представители
образования и в нашей стране, особенно в
коммерческих вузах. Но классические вузы
остаются зачастую в стороне от реальных
контактов с бизнесом и
общественно-политическими структурами.
Кроме того, есть ряд проблем, связанных
с отечественным образованием, которые отмечают
зарубежные эксперты и которые затрудняют
международное сотрудничество.
Структура высшего и обязательного
образования по сути все еще не соответствуют
требованиям рыночной экономики, хотя и делаются
попытки преодоления этой ситуации.
Снижение, недостаточность и
нестабильность финансирования системы
образования. Западные эксперты считают:
финансовая нестабильность усугубляется тем, что
различные компоненты образования финансируются
из различных источников, которые зависят от
отрасли и быстро меняются, реагируя на изменения
в административных полномочиях.
Знания и навыки, получаемые в системе
образования, зачастую не подходят к условиям
рыночной экономики.
Отсутствие механизмов контроля и
гарантии качества, в частности необходимой
статистической информации, которая позволяет
обеспечить децентрализованный демократический
контроль за образованием. Существующая система
контроля качества образования не соответствует
информационным потребностям местных органов
управления в условиях системы с финансовой и
административной децентрализацией.
Устаревшие приоритеты в области
образования, которые слабо отражают насущные
проблемы экономики и финансирования образования
и эффективность управления образованием.
Усиление тенденции к неравенству в
системе образования.
Также достаточно серьезной проблемой,
влияющей на отношение к России зарубежных
партнеров в области образования, является
механизм отбора учащихся в высшие учебные
заведения, который был сформирован в начале 1930-х
годов и остается во многом неизменным.
Таким образом, процесс интеграции
России в мировое образовательное пространство, а
также использование зарубежного опыта, имеет
большое значение для развития демократических
процессов в образовании в нашей стране. В то же
время еще есть очень много проблем,
препятствующих этому процессу. Часть этих
проблем носит внешний по отношению к образованию
характер, но большинство из них связаны с
реальным состоянием, тенденциями в образовании,
а также уровнем развития управления и кадрового
потенциала учебных заведений. Перестройка
нашего образования ощущается все больше и
больше, но вместе с тем инертность и негибкость
специалистов, особенно в управлении, иногда
серьезно тормозят процессы реформирования и
интеграции.
Понятно, что в новых экономических
условиях подобная картина в образовании влечет
за собой серьезные последствия. Современная
экономика нуждается в работниках, которые
проявляют инициативу в поисках работы и создании
рабочих мест, а не просто выполняют чьи-то
указания. И это делает задачу использования
зарубежного опыта особенно важной.
Условиями эффективного использования
зарубежного опыта в образовании и развития
единого образовательного пространства являются
международные исследовательские проекты,
инновационная деятельность, без которой
невозможно движение систем образования разных
стран друг к другу. Любая интеграция
предполагает как сопоставление различных
характеристик образования, так и изменение их в
соответствии с международными критериями,
например сопоставление, сравнение и взаимная
адаптация учебных планов, что позволяет
обеспечить возможность межвузовских обменов
внутри международных проектов.