Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o67.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:44:53 2012
Кодировка: koi8-r
Роль российско-американского сотрудничества в развитии российского образования

Н.Л. Иванова
г. Ярославль

Роль российско-американского сотрудничества в развитии российского образования

    Российская система образования, как и общество в целом, претерпевает серьезные изменения. Многие реформаторы отмечают, что наше образование должно развиваться по пути вхождения в западное образовательное пространство, что позволит использовать положительный западный опыт и стимулировать некоторые важные для развития нашего образования процессы. Это создаст благоприятные условия для реформирования отечественного образования в соответствии с новыми реалиями.
    Одной из наиболее сложных проблем отечественного образования сегодня является демократизация образования, что означает развитие демократических процессов как в организации, так и в обеспечении и в управлении образованием.
    Большую роль для развития демократических процессов в образовании играет международное сотрудничество. Многие страны мира, обладающие высоким потенциалом в области образования и науки, стремятся к созданию единого мирового образовательного пространства, основанного на общих подходах к содержанию, методам, средствам обучения. Такая позиция имеет большую выгоду как для национальных образовательных систем, так и для человеческого общества в целом.
    Особое значение для развития демократических процессов в российском образовании играет опыт взаимодействия между российскими и американскими учеными, участие наших ученых и студентов в международных обменах, проектах. Ярославский государственный университет, наряду с другими вузами Ярославской области принимает активное участие в американских образовательных и научных программах. Благодаря этому работают несколько центров Интернет, студенты и преподаватели имеют возможность получать образование в американских вузах и колледжах, проводить научные исследования в библиотеках, организовывать международные конференции и проекты совместно с американскими учеными.
    Назовем некоторые примеры такого сотрудничества: а) Интернет-проекты, организованные ЯрГУ и университетом Стенфорда, Ярославской областной библиотекой и проектом "Гармония" и многие другие; б) программы обменов учеными, студентами, школьниками, проводимые Американскими советами, Институтом "Открытое Общество" и другими фондами и организациями; в) вторая всероссийская конференция Ассоциации выпускников программы Фулбрайт с участие американских ученых, которая проходила в Ярославле (апрель 2002 г.) и т. д.
    Эта работа способствует реализации очень важных целей, связанных демократизацией системы образования, совершенствованием регионального управления учебными заведениями, обеспечением открытости образовательной системы, демонополизацией ее финансирования, развитием непрерывного образования и т. д.
    Сотрудничество имеет ощутимые результаты: а) внедрение новых идей, информационных технологий, современных методов преподавания в учебных заведениях; б) обеспечение доступа студентов и преподавателей к новым источникам информации, учебным пособиям и научным трудам ведущих американских ученых; в) возможность проведения сравнительных исследований и т. д. Здесь особенно хочется подчеркнуть роль развития международных исследований в области образования, которые действительно выступают важным фактором развития отечественного образовательного пространства в соответствии с нормами прогрессивных стран.
    Поэтому для расширения перспектив сотрудничества в области образования необходимо реализовывать следующие задачи:
    - участие в международных исследовательских проектах (телекоммуникационные проекты, исследовательская деятельность, экспериментальные площадки, проекты по оценке уровня знаний и т. д.);
    - сбор, обобщение и анализ зарубежного педагогического опыта: использование информационных сетей, например ИНТЕРНЕТ, участие в конференциях и т. п.;
    - расширение границ непрерывности образования через более широкую экспертную оценку содержания и методов обучения, участия наших педагогов и студентов в зарубежных учебных программах, внедрение сопоставимых с международными стандартами степеней и т. д.;
    - изучение содержания, методов, принципов, средств, условий обучения и воспитания, характерных для высокоразвитых стран;
    - поиск общих (глобальных) элементов образования в развитых странах и анализ возможностей их использования в отечественном образовании; - выявление основных подходов и тенденций в зарубежном образовании, сопоставление полученных данных с отечественными;
    - анализ целей и задач обучения и воспитания с учетом влияния на них мировых процессов (социальных, экономических, политических, экологических и др.).
    В то же время важно отметить и проблемы развития международного сотрудничества в области образования, а также использования зарубежного опыта.
    Во-первых, поскольку Россия слишком долго была оторвана от других стран, находилась за "железным занавесом", наши успехи и проблемы в образовании оставались предметом исследования только отечественных специалистов. Поэтому сложным остается вопрос как о практике демократических реформ, так и общественной готовности их принять, что отмечают многие участники академических обменов.
    Во-вторых, система образования в России для Запада представляет собой парадокс. С одной стороны, она характеризуется многими достижениями: в среднем высокий уровень знаний в естественных науках и математике, трудоспособное население грамотно, начальное образование доступно всем детям и т. д. С другой стороны, прошлые достижения образования определялись требованиями, исходящими из задач плановой централизованной экономики. Этот парадокс понимают сейчас многие представители образования и в нашей стране, особенно в коммерческих вузах. Но классические вузы остаются зачастую в стороне от реальных контактов с бизнесом и общественно-политическими структурами.
    Кроме того, есть ряд проблем, связанных с отечественным образованием, которые отмечают зарубежные эксперты и которые затрудняют международное сотрудничество.
    Структура высшего и обязательного образования по сути все еще не соответствуют требованиям рыночной экономики, хотя и делаются попытки преодоления этой ситуации.
    Снижение, недостаточность и нестабильность финансирования системы образования. Западные эксперты считают: финансовая нестабильность усугубляется тем, что различные компоненты образования финансируются из различных источников, которые зависят от отрасли и быстро меняются, реагируя на изменения в административных полномочиях.
    Знания и навыки, получаемые в системе образования, зачастую не подходят к условиям рыночной экономики.
    Отсутствие механизмов контроля и гарантии качества, в частности необходимой статистической информации, которая позволяет обеспечить децентрализованный демократический контроль за образованием. Существующая система контроля качества образования не соответствует информационным потребностям местных органов управления в условиях системы с финансовой и административной децентрализацией.
    Устаревшие приоритеты в области образования, которые слабо отражают насущные проблемы экономики и финансирования образования и эффективность управления образованием.
    Усиление тенденции к неравенству в системе образования.
    Также достаточно серьезной проблемой, влияющей на отношение к России зарубежных партнеров в области образования, является механизм отбора учащихся в высшие учебные заведения, который был сформирован в начале 1930-х годов и остается во многом неизменным.
    Таким образом, процесс интеграции России в мировое образовательное пространство, а также использование зарубежного опыта, имеет большое значение для развития демократических процессов в образовании в нашей стране. В то же время еще есть очень много проблем, препятствующих этому процессу. Часть этих проблем носит внешний по отношению к образованию характер, но большинство из них связаны с реальным состоянием, тенденциями в образовании, а также уровнем развития управления и кадрового потенциала учебных заведений. Перестройка нашего образования ощущается все больше и больше, но вместе с тем инертность и негибкость специалистов, особенно в управлении, иногда серьезно тормозят процессы реформирования и интеграции.
    Понятно, что в новых экономических условиях подобная картина в образовании влечет за собой серьезные последствия. Современная экономика нуждается в работниках, которые проявляют инициативу в поисках работы и создании рабочих мест, а не просто выполняют чьи-то указания. И это делает задачу использования зарубежного опыта особенно важной.
    Условиями эффективного использования зарубежного опыта в образовании и развития единого образовательного пространства являются международные исследовательские проекты, инновационная деятельность, без которой невозможно движение систем образования разных стран друг к другу. Любая интеграция предполагает как сопоставление различных характеристик образования, так и изменение их в соответствии с международными критериями, например сопоставление, сравнение и взаимная адаптация учебных планов, что позволяет обеспечить возможность межвузовских обменов внутри международных проектов.