Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o64.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:35 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:44:01 2012
Кодировка: koi8-r
Международные профессиональные и образовательные интернет-сообщества

И.Н. Розина
г. Ростов-на-Дону

Международные профессиональные и образовательные интернет-сообщества:
практика и перспективы развития

    Укрепление и развитие связей между российскими и зарубежными специалистами практически во всех сферах деятельности в настоящее время немыслимы без использования современных информационных и коммуникационных технологий. Взаимодействие группы людей, объединенных интересом к определенной тематике в относительно замкнутом субпространстве Интернет-технологий, приводит к формированию новых форм коммуникации в виде самоорганизующихся Интернет-сообществ, функционирующих, по выражению М. Коула, в "пятом измерении".
    Интернет-сообщества имеют свои особенности групповой коммуникации (психологические, культурные, языковые), регулирующие общение и взаимоотношения между членами группы, часто называемые правилами сетевого этикета (нетикет, netiquette), которые накладывают отпечаток на традиционную деятельность. Кардинальные изменения коммуникации, практики языкового общения в профессиональной и образовательной деятельности исследуются нами в рамках компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication). Этот вид коммуникации не столько заменяет традиционные, сколько расширяет спектр социальных коммуникаций, что укрепляет существующие социальные структуры, такие как образовательные и профессиональные сообщества, в первую очередь благодаря интерактивности технологий и свободе контактировать в удобное время.
    Достоверность научных исследований компьютерно-опосредованной коммуникации в России на сегодняшний день невелика, ввиду того, что круг вовлеченных пользователей Интернет составляет 5-9 % от общего населения и охватывает только образованную часть населения и вряд ли в ближайшее время сможет охватить большую его часть, как, например, телевидение, радио и другие СМИ. Тем не менее, формируемые профессиональными и образовательными Интернет-сообществами традиции коммуникации, несомненно, окажут воздействие на другие слои населения, на формирование общественного мнения, развитие демократии и диалога культур.
    Функциональное субпространство взаимодействия Интернет-сообщества формируется на основе технологий электронной почты, списков рассылки, форумов, дискуссионных листов, электронных журналов, чатов, видеоконференцсвязи, веб-сайтов и пр. Эти технологии позволяют осуществлять взаимодействие на регулярной основе, организуя субпространство в соответствии с возможностями и активностью членов сообщества. Так, эффективные профессиональные сообщества, характеризующиеся работоспособностью, устойчивостью, целостностью организуемого субпространства, имеют "ядро" из членов сообщества, которое составляет меньшинство порядка 10 %. Показательно, что ввиду новизны этого вида коммуникации, здесь не наблюдается перенос традиционной инфраструктуры общества, механизмов, посредством которых реализуется управление и власть. Причиной, является тот оспариваемый некоторыми философами и культурологами факт, что Интернет-технологии более демократичны и открыты, вследствие чего члены Интернет-сообществ обладают равными правами в большей степени, чем в традиционном социальном сообществе.
    Лингвистические исследования компьютерно-опосредованной коммуникации, как нового средства общения, показывают появление новых специфичных видов языкового (письменного) общения, таких как невербальные символы в электронной почте и чатах, лаконичные и выразительные сокращения (осуществление коммуникации средствами других семиотических систем). Речевая деятельность характеризуется как гибрид устно-письменной речи, содержащей признаки публичной, диалогической и монологической речи, или, возможно, зарождением новой формы, отличной от традиционных форм.
    Совместное сравнительное исследование группы российских и американских студентов (около 500 человек) по эффективности использования в обучении языку электронной переписки (совместно с профессором Р. Эккардом, Western Kentucky University, USA, 1999-2001 гг.), по различиям в культурных ценностях (проект "Cultural Values - Культурные ценности" 2001-2003 гг.), по различиям и общности в использовании электронной почты студентами (совместно с профессором Д. Даунингом, Southern Methodist University, TX, USA 2002-2003 гг.) подтверждает гипотезу о влиянии экстралингвистических факторов на социальные, культурные, языковые, коммуникативные особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Определяющими факторами эффективности подобных исследований являются скорость обмена и доступность сообщений для анализа, единая методика сравнения результатов, взаимосвязь с предшествующей информацией. Отмечено наличие эмоциональной окраски, обучающих языковых и культурных компонент, различающейся лексики и этики поведения, когда студенты из разных стран становятся учителями друг для друга в плане языка, культуры и коммуникации.
    Организация профессионального сообщества членов Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и участников программ для выпускников американских программ в Южном регионе (региональная НКО) позволяет эффективно поддерживать деятельность этих организаций. Так, потребность в Интернет-сообществе для специалистов по коммуникации привела к объединению профессиональных сил в лице региональных специалистов вокруг проблем становления и развития коммуникативных дисциплин в России; установлению контактов между учеными России и Запада для обмена исследовательскими и образовательными достижениями в области коммуникации. Представительность сообщества РКА определяется не столько формальным количеством привлеченных участников (около 150 человек на текущий момент), сколько географией членов РКА (Россия, Украина, Казахстан, США, Югославия, Германия, Финляндия), междисциплинарным спектром областей привлеченных специалистов, а также используемыми Интернет-технологиями. Инфраструктура РКА строилась на основе реальной деятельности и инициатив членов РКА, формально привлеченные участники отсеялись за прошедшие два года. Так как жизнеспособность и эффективность Интернет-сообщества обеспечивается активностью "ядра", проблемы вовлеченности в компьютерно-опосредованную коммуникацию, причины пассивности, технических проблем членов сообщества требуют пристального внимания координационного совета. Механизмами активизации пользователей, по нашему мнению, могут стать повышение ценности, актуальности распространяемого материала, использование простых и понятных инструментальных средств, проведение как масштабных, так и локальных инициатив - совместных международных проектов, региональных событий.
    Стратегия развития Интернет-сообщества РКА направлена на дальнейшее привитие информационной и коммуникационной культуры, развитие инструментов компьютерно-опосредованной коммуникации, расширение сфер сотрудничества между членами РКА и аналогичными профессиональными сообществами. Для решения этих задач активно формируемый двуязычный Web-сайт РКА (www.russcomm.ru) содержит элементы интерактивного взаимодействия (база данных с электронными адресами и областями профессиональных интересов членов РКА, анкета-форма для привлечения новых участников, ссылка на подписку на англоязычный и русскоязычный списки рассылки, через которые проводится регулярная рассылка Бюллетеня РКА и текущей информации). В результате расширяются целевая аудитория, международное партнерское сотрудничество (организация совместных проектов) и объем информационных ресурсов, доступных как для отдельных участников, региональных групп, так и профессионального сообщества в целом.