Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o59.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:42:40 2012 Кодировка: koi8-r |
Н.С. Макарова
г. Омск
Социокультурное пространство в профессиональном образовании: историко-педагогический аспект
В демократичном обществе
связь поколений всегда является предметом
особой заботы и внимания, эта связь не может и не
должна быть прервана, поскольку именно она
демонстрирует стабильное состояние общества.
Однако каждое поколение выстраивает собственный
жизненный мир - социокультурное пространство,
которое состоит из определенных значений
ведущих понятий, системы символов, системы
ценностей и норм. Именно в данном пространстве
происходит идентификация индивида как личности,
как социального субъекта и как профессионала.
Социокультурное пространство в
профессиональном педагогическом образовании
приобретает особое значение, так как именно
система профессиональных установок, норм,
ценностей, символов является составляющей
профессиональной культуры.
Все ситуации, происходящие в данном
пространстве, интерпретируются личностью как
события, из чего следует тот факт, что они имели и
имеют особое значение для развития личности. Но
эти ситуации не воспринимались и не
рефлексировались бы как особые, не существуй
релевантного социокультурного пространства.
Память фиксирует детали данного
социокультурного пространства: отдельные
понятия и фразы, отдельные учебные тексты. На их
основе формируется представление - образ,
отражающее профессиональные взгляды человека,
его позицию. Отношение к интерсубъективному миру
- пространству имеет идентифицированный
характер, что проявляется через знаменитую
фразу: "Вот в наше время:". Другими словами, в
мир-пространство поколений не допускаются
"чужие", а "чужими" становятся новые
поколения. В то же время, в современном обществе
эта проблема "допуска" решается через
установление социального диалога. Каждое
последующее поколение ожидает, что
профессиональное сообщество, в лице предыдущих
поколений не столько будет объяснять, навязывать
свои нормы и ценности, сколько впустит новое
поколение в свой мир, в свое социокультурное
пространство. С другой стороны, старшее
поколение заинтересовано и ожидает включения
идущих за ним поколений в собственный мир.
Специфической формой такого диалога
поколений выступает традиция, которая не просто
передает жизненный опыт одного поколения
другому, не просто сохраняет социальную
информацию, но передает целый уходящий жизненный
мир и его социокультурные фрагменты другому
поколению.
Для сохранения стабильности общества
и обеспечения развития культуры особое значение
должно придаваться традициям в образовании, в
особенности в профессиональном педагогическом.
Формирование, развитие, трансформация
педагогических традиций обеспечивается в
процессе профессиональной подготовки через
содержание педагогического образования.
На наш взгляд, проникновение в
социокультурное пространство предшествующих
поколений в педагогическом образовании возможно
через осмысление историко-педагогического
наследия. Педагогический опыт прошлого в
содержании педагогического образования выражен
в курсе "История образования и педагогической
мысли". Значение освоения педагогических
традиций переоценить невозможно. По словам Б.М.
Бим-Бада, историко-педагогическое знание - это
своеобразное "самосохранение педагогики".
История педагогики способствует
развитию профессионально-педагогического
мировоззрения, которое составляет основу
профессиональной компетентности (К.И. Салимова).
История педагогики позволяет студенту
понять, что педагогические принципы несут в себе
историческое содержание, что кое-что уже
утратило свое значение или доказало
жизнеспособность, открыто для переоценок, не
всегда положение вещей было таким как сегодня и
не останется таким в будущем. Осознание этого
способствует формированию особого
"критического отношения" к традиции.
По мнению ученых, история педагогики
не может быть направлена на оценку ценностей и
норм прошлого только с точки зрения его
порицания. Напротив, она показывает успешность
историко-педагогического процесса,
демонстрирует, каким образом теория и практика
воспитания детей подошли к современности, и
поэтому делает и теорию, и практику более
понятными.
Одной из наиболее значимых и
актуальных функций историко-педагогических
знаний при подготовке педагогов является
ценностно-смысловая функция (Б.С. Гершунский).
Поскольку в современном обществе идет изменение,
ломка ценностных ориентаций и идеалов,
господствовавших на протяжении длительного
времени, возникают сложности с личностным и
профессиональным ценностно-ориентационным
определением. Современное социокультурное
пространство представлено многообразием
педагогических течений, концепций, установок.
Будущие педагоги также испытывают трудности с
определением для себя тех нравственных и
профессиональных ценностей, которые будут
доминировать в их педагогической деятельности.
В этих условиях исторический подход в
образовании и историко-педагогическое знание
дают студентам возможность увидеть, какими
идеалами руководствовались педагоги в разные
исторические эпохи, на какие
культурно-образовательные, нравственные
ценности они ориентировались. Присущие каждому
обществу социальные, экономические,
политические условия жизни формируют
определенный тип педагогической системы и типаж
личности (личностный образец) со свойственными
ему ценностными, абсолютными установками на
жизнь. Знакомство с этими системами и
личностными типажами, которые они формируют, и
дает студентам, помимо собственно
познавательной функции, возможность выбора
идеалов, выработки индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Как отмечает О.Е. Кошелева,
теоретические и практические усилия педагогов
каждой эпохи имеют, с одной стороны, собственную,
современную им культурную ценность, а с другой -
дают почву для будущего. Зарываясь в проблемах
современной культуры, не обращаясь к истории, мы
утрачиваем возможность диалога с прошлым.
Истинное развитие культуры в целом и педагогики
как ее неотъемлемой части плодотворно лишь в
диалоге с другими культурами - как иных народов,
так и иных эпох.
С позиций социокультурного подхода,
историко-педагогические знания - это инструмент,
с помощью которого можно увидеть закономерности
развития педагогики в их соотношениях с
тенденциями развития общества. Кроме того, они
развивают критический подход к изучаемому,
умение постичь его "плюсы" и "минусы",
причины, следствия и значение; помогают
отслеживать важнейшие "сквозные" проблемы
во всем их временном развитии и в связях друг с
другом; позволяют привлекать межнаучные,
особенно философские, знания к анализу
историко-педагогических явлений и процессов.
Попадающие в сферу
историко-педагогического осмысления детали
социокультурного пространства различных эпох,
отдельные понятия и фразы, отдельные учебные
тексты, формируют особое профессиональное
мировоззрение, способствуют становлению
профессиональной культуры.
Педагогическое знание традиционно
представлено в виде текстов, устных или
письменных, которые могут быть поняты достаточно
широким кругом людей, на понимание которых они
рассчитаны и могут быть оценены с точки зрения их
обоснованности, истинности или ложности.
Историко-педагогическое знание представлено в
виде педагогических текстов, созданных в
различные исторические эпохи и отражающих
помимо педагогической, еще и историческую
реальность. Объектом, отраженным в этих текстах,
выступает явно или не вполне явно выраженная
педагогическая действительность, входящая в
социальное пространство (А.С. Роботова). Авторы
этих текстов как субъекты творческой
деятельности являются носителями
педагогического сознания разного уровня: от
высокого уровня теоретичности и компетентности
до уровня обыденного, житейского, не
сопряженного с теоретическими обобщениями и
знаниями.
Анализируя результаты деятельности
авторов самых разнородных текстов, необходимо
говорить о самоочевидности и неочевидности
содержащейся в них педагогической информации,
педагогического знания, входящего в
социокультурное пространство.
Историко-педагогическое знание - это
объективированное знание. Оно актуально или
потенциально включено в общий познавательный
процесс, и способы обращения с объективированным
знанием носят непосредственно коллективный
характер. Рассматриваемые нами
историко-педагогические знания, источниками
которых являются и научно-педагогические тексты,
и документальные, и художественные, в некоторых
случаях носят субъективный характер - они
отражают субъективное авторское видение
педагогической действительности, его
субъективную позицию, точку зрения, рефлексию
субъекта. Они объяснены, обоснованы другим,
отличным от научного, способом. Однако в
контексте педагогической культуры,
педагогического сознания объективированное и
субъективное знание взаимопроникают и
взаимодействуют, дополняя друг друга. Их
взаимодействие отражает важную тенденцию бытия
людей - всеобщую заинтересованность в познании
педагогической действительности, желание понять
человека с педагогической точки зрения.
Историко-педагогическое знание способствует
"погружению" в социокультурное
пространство прошлого, создает основу для
развития профессиональной культуры педагогов,
основанной на традиционных ценностях, которые,
органично сочетаясь с современными, создают базу
для развития будущего социокультурного
пространства в профессионально-педагогическом
образовании.