Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o51.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:40:24 2012 Кодировка: koi8-r |
С.Н. Айрапетова
г. Екатеринбург
Демократизация: поиск образовательных парадигм в России
Образование уже давно стало
одним из первостепенных факторов экономического
развития, важным инструментом внутренней и
внешней политики государств и мирового
сообщества, в том числе его демократизации.
Являясь одной из подсистем общества,
образование испытывает на себе влияние его
социально-экономического, политического и
культурного состояния и, в свою очередь, само
оказывает воздействие на это состояние,
способствуя развитию общества, либо ставя
преграды на его пути. Эта аксиома, никем не
оспариваемая. Но понимание процесса
взаимодействия и взаимовлияния общества и
образования, похоже, зашло в тупик, чему
способствует множество объективных и
субъективных причин.
Главная из них заключается в том, что
образование, по определению, всегда работает на
будущее, в этом его главное назначение. Дети,
пришедшие в первый класс, должны быть обучены и
подготовлены к реалиям середины ХХI в.
Интеллектуальный капитал становится основным,
неисчерпаемым ресурсом экономики. Этот принцип
образовательной парадигмы четко сформулирован,
но содержание его весьма трудно
конкретизировать.
Информационное общество быстро
трансформируется в постинформационное:
интеллектуальный капитал заменяет оборудование,
происходит полная реорганизация производства,
меняются знаковые системы, используемые для
передачи знаний и т. д. Что это будет за
общество, какие блага и какое зло несет быстро
меняющийся мир - вряд ли знают даже футурологи.
Одни говорят, что образование должно
перестать штамповать исполнителей, как это
делало раньше, - нужны творцы. Другие им
возражают: в обществе много черной,
неквалифицированной работы, которую творцы
выполнять не захотят. Применительно к России,
очевидно, правы последние. В стране возникла
невостребованность образованных людей, сырьевая
ориентация экономики в видимой перспективе
будет сохраняться, реализовать себя человеку в
экономике, основанной на знаниях, не на принципе
"купи - продай", будет по-прежнему
проблематично.
Что нужно для большинства - широкое
университетское образование, которое позволит
человеку в течение жизни несколько раз сменить
профессию, или узкая специализация, так как в
информационном обществе дилетанты не нужны?
Вопрос риторический, ответа не знает никто.
Глобальные проблемы развития
образования трудно даже перечесть, но основная
состоит в том, что в образовании, как в социальном
институте и в системе, идут "сбои",
дисфункции: финансов в образование вкладывается
все больше, методологи формулируют все новые
цели образования и т. д., а система образования
развивается по собственным законам и преследует
собственные цели, делая вид, что они совпадают с
общественными. Количество людей, проходящих
через систему образования, все больше, но школа в
массовом масштабе "плодит" необразованных,
преступников, самоубийц и т. д.
Общество, во всяком случае российское,
получило парадокс вполне в духе "Закона
Паркинсона". После распада Союза система
образования сократилась, но аппарат ее
многоступенчато усложнился. Управления, отделы,
подотделы и горы бумаг. Функционеры находят все
новые способы улучшения, совершенствования
образования - и так без конца. И сколько бы мы ни
провозглашали: "Педагоги должны
ориентироваться на разнообразие", система
продолжает диктовать человеку и продолжает
работать по "принципу сержанта": "Не
можешь - научим! Не хочешь - заставим!". А если
еще вспомнить про полное отсутствие престижа
профессии российского учителя, которого
призывают "дать целостное знание", и его
нищенскую зарплату, то образовательные
парадигмы ХХI века - это гимнастика для ума
интеллектуалов, которая даст работу бюрократам
"от образования".
Проблема российского образования
состоит в том, что его пытаются ломать и
перестраивать (называя это то реформой, то
модернизацией), а этот процесс дает инерцию
сопротивления, обломки и рудименты. Сумма
ингредиентов образования есть, но в систему они
не собраны (формально - да, фактически - нет).
Набили оскомину разговоры о
национальной идее России, но без идеала,
взывающего к действию и достижению общей цели,
воспитать человека невозможно. Демократия и
общечеловеческие ценности для россиянина пока
еще слишком большая абстракция, только не совсем
здоровый человек может поверить в сказочку про
"американскую мечту" - всего достигнуть
собственным честным трудом. Воровать в нашей
стране пока выгоднее, чем учиться и работать.
Какие ценности должны доминировать в обществе?
Что значит быть успешным человеком? Иметь счет в
банке? Школа учит одному, реалии - другому!
Представляется ошибочной попытка
копировать западную модель развития образования
или считать, что выход из кризиса образования
общий, например, у Европы и России. Этап
созидательной, конструктивной демократии в
России просто еще исторически не наступил, базы
для него еще нет, действенных демократических
институтов не создано. Демократия не сменяет
более жесткую и авторитарную форму правления
сразу и непосредственно, нужно время. Демократия
не столько цель, сколько механизм, который нужно
создать, настроить и запустить. Возможна ли в
таком случае демократизация образования? Может
ли образование быть демократическим в
недемократическом обществе?