Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o47.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:40 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:39:09 2012
Кодировка: koi8-r
Проблемы торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном

Е.Е. Белокоскова,
М.В. Федорова
г. Омск

Проблемы торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном

    Уровень либерализации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Казахстаном, выявление реального состояния этих отношений является актуальной проблемой, особенно для Омской области - региона, граничащего с Республикой Казахстан. Общая протяженность границ Российской Федерации с республиками СНГ, составляющая тринадцать тысяч км., из которых семь тысяч км. приходится на Казахстан, сложившаяся система хозяйственных взаимосвязей являются объективными факторами существования взаимных торгово-экономических отношений. Казахстан является стабильно третьим по объемам торгового оборота партнером России на постсоветском пространстве после Украины и Белоруссии. Россия - главный внешнеторговый партнер Казахстана в СНГ.
    Демократизация - достаточно широкое по содержанию понятие. Применительно к торговле - это формирование более свободного режима перемещения товаров, капитала и рабочей силы между государствами; снижение уровня бюрократизации и риска введения ограничений тарифного и нетарифного характера.
    Исходя из текстов официальных документов, принятых на межправительственном уровне, отношения России и Казахстана после распада СССР шли по пути их восстановления и укрепления. Последовательно этими государствами были пройдены этапы режима наибольшего благоприятствования, платежного, таможенного союзов. Государства заявляли о намерениях создать зону свободной торговли и экономический союз между странами СНГ, но эти намерения не были реализованы, достаточно отметить отсутствие единого таможенного тарифа, что является необходимым условием как для одной формы интеграции, так и для другой.
    С точки зрения теории, Таможенный союз и сформированное на его базе Евразийское экономическое сообщество предполагают достаточно высокий уровень взаимного товарооборота, отсутствие ограничений в торговле и пошлин, упрощенное таможенное оформление грузов.

Целью данной работы является определение степени реальной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном в рамках развития интеграционных процессов.

    Таможенный союз предполагает, что товарооборот между его участниками больше, чем с третьими странами. Анализ показателей торговли России с Казахстаном, входящим в Таможенный союз, и Украиной (которая к нему не присоединилась) свидетельствует о том, что с развитием интеграционных отношений ситуация во внешней торговле мало изменилась (см. таблицу).

Внешняя торговля РФ с Украиной и Казахстаном
(в фактически действовавших ценах, млн. долларов США)

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Экспорт из РФ

Украина

6885

6980

7552

7243

6024

4889

5023

5269,1

Казахстан

1938

2458

2551

2472

1908

1238

2247

2719

Импорт в РФ

Украина

4404

6617

6299

3991

4069

2859

3651,8

3819,8

Казахстан

1996

2675

3054

2746

1894

1524

2200,0

1985,2

Источники: Российский статистический ежегодник, 2000. БИКИ N 15.
14 февраля 2002

    Несмотря на то, что соглашение о Таможенном союзе формально начало действовать с 1995 г., на практике его положения подвергались нарушениям много раз, например, со стороны Республики Казахстан неоднократно в одностороннем порядке вводился запрет на импорт определенных категорий товаров из России.
    С 1 января 1999 г. Правительство Республики Казахстан ввело запрет на экспорт в страну 21 вида продовольствия из России. Эта мера была предпринята в связи с тем, что после девальвации рубля российское продовольствие стало намного дешевле, чем у казахстанских производителей. Россия воздержалась от введения аналогичных мер. В апреле того же года был девальвирован тенге (национальная казахстанская валюта), но конфликт не был исчерпан. В октябре 2000 г. постановлением N 1548 вновь были введены временные защитные ввозные пошлины на ряд продовольственных товаров.
    В конце июня 1999 г. министр энергетики, индустрии и торговли Казахстана М. Аблязов пригрозил провести антидемпинговое расследование в отношении России. Он обвинил российское Правительство в субсидировании своих товаропроизводителей через низкие внутренние цены на энергоносители и железнодорожные тарифы.
    20 июля 1999 г. правительство Казахстана с целью защиты отечественных сельхозпроизводителей ввело временные ограничения на экспорт дизельного топлива. Срок действия ограничений длился до 30 сентября 1999 г.
    В феврале 2000 г. постановлением ? 296 в одностороннем порядке Казахстан ввел временную защитную 30 % пошлину на некоторые строительные материалы. Таким образом, начинается новый виток торговой войны между государствами, близкими политически и географически.
    Принципам интеграции противоречат также отношения двух стран в вопросе о границе. В 1999 г. активизировался процесс по делимитации и демаркации границы между Россией и Казахстаном. Интеграционные процессы, подразумевающие по своей сути, создание единого рынка товаров, труда и капитала, не предполагают возведения границ. В российско-казахстанских отношениях вопрос о делимитации и демаркации границы сохраняет свою актуальность и сегодня, что противоречит заявлениям о демократизации двусторонних отношений.

Существуют проблемы в сближении национальных валютных систем. Из-за отсутствия свободной конвертируемости рубля и тенге, участники внешнеэкономической деятельности предпочитают использовать евро и доллар США. Кроме того, значительная часть товарооборота (45 - 50 %) обслуживается бартером и двусторонним клирингом.

Из приведенных примеров видно, что уровень реальной демократизации отношений в сфере торговли между Россией и Казахстаном не соответствует декларируемым документам и соглашениям.

    Для создания более демократичных условий в двусторонних отношениях необходимо: во-первых, сформировать более эффективный способ расчетов на основе движения денежных средств, а не валютного бартера; во-вторых, продолжить унификацию таможенных тарифов двух государств, что предполагалось еще в 1995 г. при образовании Таможенного союза; в-третьих, упростить системы таможенного оформления; в-четвертых, усовершенствовать механизм изъятия и возврата НДС на экспортируемую продукцию.