Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o47.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:40 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:39:09 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.Е. Белокоскова,
М.В. Федорова
г. Омск
Проблемы торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном
Уровень либерализации
торгово-экономического сотрудничества между
Россией и Казахстаном, выявление реального
состояния этих отношений является актуальной
проблемой, особенно для Омской области - региона,
граничащего с Республикой Казахстан. Общая
протяженность границ Российской Федерации с
республиками СНГ, составляющая тринадцать тысяч
км., из которых семь тысяч км. приходится на
Казахстан, сложившаяся система хозяйственных
взаимосвязей являются объективными факторами
существования взаимных торгово-экономических
отношений. Казахстан является стабильно третьим
по объемам торгового оборота партнером России на
постсоветском пространстве после Украины и
Белоруссии. Россия - главный внешнеторговый
партнер Казахстана в СНГ.
Демократизация - достаточно широкое по
содержанию понятие. Применительно к торговле -
это формирование более свободного режима
перемещения товаров, капитала и рабочей силы
между государствами; снижение уровня
бюрократизации и риска введения ограничений
тарифного и нетарифного характера.
Исходя из текстов официальных
документов, принятых на межправительственном
уровне, отношения России и Казахстана после
распада СССР шли по пути их восстановления и
укрепления. Последовательно этими государствами
были пройдены этапы режима наибольшего
благоприятствования, платежного, таможенного
союзов. Государства заявляли о намерениях
создать зону свободной торговли и экономический
союз между странами СНГ, но эти намерения не были
реализованы, достаточно отметить отсутствие
единого таможенного тарифа, что является
необходимым условием как для одной формы
интеграции, так и для другой.
С точки зрения теории, Таможенный союз
и сформированное на его базе Евразийское
экономическое сообщество предполагают
достаточно высокий уровень взаимного
товарооборота, отсутствие ограничений в
торговле и пошлин, упрощенное таможенное
оформление грузов.
Целью данной работы является определение степени реальной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном в рамках развития интеграционных процессов.
Таможенный союз предполагает, что товарооборот между его участниками больше, чем с третьими странами. Анализ показателей торговли России с Казахстаном, входящим в Таможенный союз, и Украиной (которая к нему не присоединилась) свидетельствует о том, что с развитием интеграционных отношений ситуация во внешней торговле мало изменилась (см. таблицу).
Внешняя торговля РФ с Украиной и
Казахстаном
(в фактически действовавших ценах, млн. долларов
США)
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Экспорт из РФ |
||||||||
Украина |
6885 |
6980 |
7552 |
7243 |
6024 |
4889 |
5023 |
5269,1 |
Казахстан |
1938 |
2458 |
2551 |
2472 |
1908 |
1238 |
2247 |
2719 |
Импорт в РФ |
||||||||
Украина |
4404 |
6617 |
6299 |
3991 |
4069 |
2859 |
3651,8 |
3819,8 |
Казахстан |
1996 |
2675 |
3054 |
2746 |
1894 |
1524 |
2200,0 |
1985,2 |
Источники: Российский статистический
ежегодник, 2000. БИКИ N 15.
14 февраля 2002
Несмотря на то, что
соглашение о Таможенном союзе формально начало
действовать с 1995 г., на практике его положения
подвергались нарушениям много раз, например, со
стороны Республики Казахстан неоднократно в
одностороннем порядке вводился запрет на импорт
определенных категорий товаров из России.
С 1 января 1999 г. Правительство
Республики Казахстан ввело запрет на экспорт в
страну 21 вида продовольствия из России. Эта мера
была предпринята в связи с тем, что после
девальвации рубля российское продовольствие
стало намного дешевле, чем у казахстанских
производителей. Россия воздержалась от введения
аналогичных мер. В апреле того же года был
девальвирован тенге (национальная казахстанская
валюта), но конфликт не был исчерпан. В октябре 2000
г. постановлением N 1548 вновь были введены
временные защитные ввозные пошлины на ряд
продовольственных товаров.
В конце июня 1999 г. министр энергетики,
индустрии и торговли Казахстана М. Аблязов
пригрозил провести антидемпинговое
расследование в отношении России. Он обвинил
российское Правительство в субсидировании своих
товаропроизводителей через низкие внутренние
цены на энергоносители и железнодорожные тарифы.
20 июля 1999 г. правительство Казахстана с
целью защиты отечественных
сельхозпроизводителей ввело временные
ограничения на экспорт дизельного топлива. Срок
действия ограничений длился до 30 сентября 1999 г.
В феврале 2000 г. постановлением ? 296 в
одностороннем порядке Казахстан ввел временную
защитную 30 % пошлину на некоторые строительные
материалы. Таким образом, начинается новый виток
торговой войны между государствами, близкими
политически и географически.
Принципам интеграции противоречат
также отношения двух стран в вопросе о границе. В
1999 г. активизировался процесс по делимитации и
демаркации границы между Россией и Казахстаном.
Интеграционные процессы, подразумевающие по
своей сути, создание единого рынка товаров, труда
и капитала, не предполагают возведения границ. В
российско-казахстанских отношениях вопрос о
делимитации и демаркации границы сохраняет свою
актуальность и сегодня, что противоречит
заявлениям о демократизации двусторонних
отношений.
Существуют проблемы в сближении национальных валютных систем. Из-за отсутствия свободной конвертируемости рубля и тенге, участники внешнеэкономической деятельности предпочитают использовать евро и доллар США. Кроме того, значительная часть товарооборота (45 - 50 %) обслуживается бартером и двусторонним клирингом.
Из приведенных примеров видно, что уровень реальной демократизации отношений в сфере торговли между Россией и Казахстаном не соответствует декларируемым документам и соглашениям.
Для создания более демократичных условий в двусторонних отношениях необходимо: во-первых, сформировать более эффективный способ расчетов на основе движения денежных средств, а не валютного бартера; во-вторых, продолжить унификацию таможенных тарифов двух государств, что предполагалось еще в 1995 г. при образовании Таможенного союза; в-третьих, упростить системы таможенного оформления; в-четвертых, усовершенствовать механизм изъятия и возврата НДС на экспортируемую продукцию.