Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o46.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:38:50 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.Е. Белокоскова,
О.А. Верховец
г. Омск
Фактор приграничного сотрудничества в международной интеграции
В современном обществе
переход к демократическим формам правления
невозможен без "втягивания" страны в
международные связи. Сказать с уверенностью, что
государство действительно идет по пути
демократизации, можно, только если очевидно его
включение в процессы глобализации и интеграции,
активно развивающиеся в последние десятилетия.
Одним из показателей
интегрированности государства в мировую
экономическую систему является уровень
активности приграничного сотрудничества и
состояние экономики приграничных регионов.
Теория и практика показывают, что приграничные
регионы государства в закрытой экономике всегда
слаборазвиты, а в открытой - наоборот, они
приобретают существенные выгоды от своего
положения.
Деятельность предприятий в
значительной степени зависит от их
географического расположения. Тарифы и другие
ограничения международной торговли увеличивают
транспортные издержки, искажают рынки и сети
снабжения и увеличивают затраты производителей,
расположенных вблизи границ. Таким образом, чем
ближе к границе расположена фирма, тем меньше ее
достижимый размер рынка. Поэтому производители
стараются избегать территорий рядом с торговым
барьером, который урезает их рынок или
затрудняет поставки сырья, и располагаются в
центральных областях национального рынка.
Однако существенную роль играет не
только близость границы, но и ее качественные
характеристики. Государственные границы
обладают двумя фундаментальными свойствами, или
функциями, - барьерностью и контактностью.
Посредством барьерной функции,
обособляясь от внешнего мира границами,
государство защищает свои экономические
интересы
(в том числе интересы национальных
производителей и потребителей, тем самым
реализуя свою протекционистскую функцию) и
национальную безопасность. Барьерность
реализуется через разного рода государственные,
административные и экономические методы
контроля и регулирования внешних связей:
квотирование и лицензирование
экспортно-импортных операций, сертификация
товаров, таможенные пошлины и сборы за
пересечение границы, визовый и паспортный режим,
обратимость национальной валюты и т. д.
Контактность выражается в
проводимости национальных границ для
перемещения через них товаров, людей, финансов,
информации. Она обусловлена: уровнем втянутости
стран в международные экономические отношения;
степенью либерализации внешних гуманитарных и
экономических связей, регулируемых
нормативно-правовыми актами; развитостью
институтов, обеспечивающих двусторонние и
многосторонние международные связи (торговые
палаты и представительства, двусторонние
комиссии, советы, фонды, ассоциации и другие
структуры по содействию развития международных
экономических и гуманитарных контактов,
консалтинговые и посреднические компании и др.);
развитостью пограничной инфраструктуры
(транспортной, таможенной, туристической и др.);
уровнем экономического развития приграничных
территорий и характером их участия в
международных связях.
Соотношение контактности и
барьерности границ у разных стран колеблется в
широких пределах. Но ни одна из них не может быть
экономически полностью открытой или закрытой.
Пропуская полезные для национальной экономики
связи с внешним миром и задерживая или
ограничивая негативные (нелегальная иммиграция,
"утечка мозгов", поступление на
национальный рынок дешевых или некачественных
товаров, валютные спекуляции и т. д.),
государственные границы регулируют
взаимодействие национального хозяйства с
мировым.
Преследуя определенные экономические,
политические и гуманитарные цели, государства
создают довольно сложный механизм общения с
внешним миром, в котором сочетаются элементы
либеральной и протекционистской политики.
Общемировой тенденцией последних десятилетий
является постепенная либерализация
внешнеторговых связей с понижением тарифных
ставок и международной унификацией таможенных
правил, процедур и режимов.
Изменение соотношения между
контактностью и барьерностью государственных
границ происходит неравномерно у стран разного
уровня развития и разной степени вовлеченности в
глобальную экономику. Например, развитые страны
стремятся устранить барьеры на пути движения
капиталов, информации, услуг, но одновременно
поставить мощный заслон на пути перемещения
низко- и среднеквалифицированной рабочей силы и
регламентировать поступление товаров из бедных
стран с низкой стоимостью рабочей силы путем
введения квот, контингентов, жестких требований
к качеству, ограничений по объемам поставок тех
или иных товаров в рамках межгосударственных
соглашений и т. д. Бедные страны, в свою
очередь, хотят расширить свое присутствие на
товарных рынках развитых стран, иметь
гарантированную возможность экспорта рабочей
силы и получать стабильную финансовую подпитку
от развитых стран.
Выделяются также промежуточные
состояния между почти полной закрытостью и почти
полной открытостью рубежей. В частности,
выделяются фильтрующие границы - избирательно
контактные или избирательно барьерные и
градиентные границы, разделяющие разные по
политическому устройству, культурной ориентации
или социально-экономическому развитию страны.
Контактность и барьерность границ
зависит от экономической системы того или иного
государства. Барьерность границ значительно
выше у стран с государственной монополией на
внешние связи и соответственно ниже у стран с
открытой, рыночной экономикой. Кроме того, на их
соотношение влияет состояние
торгово-экономических отношений с каждой
конкретной страной-партнером. Различия между
странами в торговом, инвестиционном, валютном,
визовом и др. режимах вызывают то, что
соотношение барьерности и контактности границ
данного государства неодинаково для отдельных
партнеров. В рамках мировых и региональных
экономических организаций путем определенных
компромиссов на основе заключаемых двусторонних
и многосторонних межгосударственных соглашений
устанавливаются взаимопризнаваемые уровни
контактности и барьерности границ, что отражает
величины тарифных ставок, методы нетарифной
защиты, механизмы разрешения возникающих
конфликтов.
Итак, в зависимости от того, обладает
граница, благодаря усилиям государства, в
большей степени контактностью или барьерностью,
экономика приграничных регионов находится на
подъеме либо, наоборот, в упадке.
Данная проблема представляет
чрезвычайный интерес в ходе интеграции
экономики России в мировое хозяйство, так как из
89 субъектов Российской Федерации приграничными
являются 46. Именно поэтому то внимание, которое
государство уделяет приграничным территориям,
создавая более льготные условия для развития их
экономики, может служить одним из индикаторов
степени демократизации экономических реформ.