Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o41.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:34 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:37:19 2012 Кодировка: koi8-r |
Н.Ю. Власова
г. Екатеринбург
Развитие внешнеэкономических отношений на уровне городов
С начала 1990-х гг. качественно
изменились условия внешнеэкономической
деятельности на уровне муниципальных
образований. Некоторые города были открыты для
посещения иностранцев только с 1990 г.; изменились
функции и роль местных органов власти в системе
внешнеэкономических отношений;
трансформировались права предприятий. Значение
городов как субъектов международной
деятельности в последнее время постоянно
увеличивается, органы местного самоуправления
все активнее включаются во внешнеэкономическую
деятельность, поддерживают иностранный бизнес
на своих территориях, помогают своим
предприятиям осваивать внешние рынки.
Среди основных тенденций развития
внешнеэкономических торговых связей крупнейших
городов в последние годы можно отметить
следующие: увеличение внешнеэкономических и
сокращение межрегиональных кооперационных и
торговых связей, связанное с уменьшение емкости
внутреннего рынка в условиях экономического
спада; рационализация внешних связей под
воздействием закона спроса и предложения и
иностранной конкуренции (на первый план вышли
интересы прибыльности частных и государственных
предприятий, эффективности хозяйственных
связей); повышение доли услуг в сфере внешних
связей и рост импорта туристических,
коммерческих и финансовых услуг; ухудшение
структуры экспорта, связанное с уменьшением доли
экспорта машин и оборудования и увеличением
экспорта сырья и конструкционных материалов;
увеличение роли иностранных инвестиций в
экономике городов; рост внешнеэкономических
связей, реализуемых через транснациональные и
многонациональные корпорации.
Можно отметить следующие, достаточно
общие для городов проблемы, связанные с
реализацией внешних функций городов. Общей
проблемой экспортеров городов является
отсутствие доступа к информации о потенциальных
рынках сбыта; не всегда оптимальна структура
экспорта и импорта; недостаточно широко
представлена география внешнеэкономических
связей; не полностью используются возможности
всех форм внешнеэкономических связей
(преобладает торговля продукцией) и т. п.
Для решения этих и иных возникающих
проблем, для оптимизации внешнеэкономических
связей городов возникает необходимость
разработки программ, концепций
внешнеэкономических отношений города. Такие
программы являются организационной основой
муниципальной политики в области развития
внешних связей города, определяющей стратегию
выбора приоритетных направлений развития
внешних связей и обеспечивающей их реализацию.
Возможными направлениями подобных программ
могут являться следующие: координация и
регулирование деятельности органов местного
государственного управления, муниципальных
предприятий, учреждений и организаций в области
внешнеэкономических и межрегиональных связей;
развитие и поддержание деловой активности через
систему взаимодействия городских структур,
предпринимателей и субъектов хозяйственной
деятельности города и иностранных партнеров;
совершенствование форм и методов поддержки
предприятий и организаций города всех форм
собственности в вопросах развития международных
и межрегиональных связей; оказание
информационных и консультативных услуг;
создание позитивного имиджа города за рубежом;
проведение маркетинга и продвижение города на
международном уровне; формирование приемлемого
в условиях существующего законодательства
инвестиционного климата; увеличение объема,
интенсивности и совершенствование структуры
имеющихся связей; существенное расширение
контактов с органами местного самоуправления
зарубежных стран, в том числе ближнего зарубежья;
налаживание взаимодействия с муниципальными
образованиями России, государственными органами
и общественными организациями в осуществлении
международных связей и внешнеэкономической
деятельности.
Как показывает анализ зарубежного и
отечественного опыта, механизм реализации
вышеназванных направлений достаточно
разнообразен и может включать следующие
направления: проведение международных
мероприятий (выставок, делегаций, переговоров,
конференций и т. д.), привлечение к участию в
них представителей предприятий и организаций
города; создание совместных предприятий (СП),
целью деятельности которых является решение
социально-экономических проблем города и
реализация программ администрации города;
содействие открытию в городе офисов иностранных
компаний и предприятий с участием иностранного
капитала; продвижение предложений иностранных
компаний по поставкам продукции, технологий,
услуг; подбор иностранных партнеров в различных
сферах деятельности; привлечение возможностей
иностранных фондов и программ технического
содействия для решения муниципальных вопросов и
проблем предприятий города; содействие в
реализации грантов и программ международных
фондов; организация и поддержание партнерских,
экономических, культурных, образовательных
связей с городами-партнерами; организация
проведения переговоров (контактов, приемов,
визитов, выездов и т. д.) с зарубежными
партнерами; создание и ведение базы данных
инвестиционных проектов, экспортных
возможностей предприятий города; проведение
семинаров и конференций по тематике, связанной с
внешнеэкономической деятельностью предприятий;
приобретение современных знаний муниципальными
служащими через привлечение иностранных
экспертов и организацию стажировок.