Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o40.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:12:40 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:36:59 2012 Кодировка: koi8-r |
О.А. Фирстова
г. С.-Петербург
Внешнеэкономические связи и трудовая миграция в Омской области
С изменением
геополитического положения России,
внешнеэкономическая деятельность начинает
приобретать все более открытый характер.
Внешнеэкономические связи - это результат
международного разделения труда, сформировались
они под воздействием разнообразных причин и
факторов, включая и задачу обеспечения
экономической независимости страны в наиболее
важных системах и структурах.
Все формы внешнеэкономической
деятельности - внешняя торговля, создание
современных предприятий, кредитно-финансовые
отношения, научно-техническое сотрудничество,
международная торговля услугами, культурный
обмен и др. - на территории Омской области
представлены, многие из них успешно развиваются.
При этом достаточно широка география. Торговые
отношения налажены со многими странами мира, но
наиболее успешно они развиваются со странами
СНГ, Китаем, Германией, США. С середины 1990-х годов
в регионе ведется целенаправленная работа по
повышению инвестиционной привлекательности
территории. Инвестиционная привлекательность
региона зависит от многих факторов: от
квалификации рабочей силы, развитости
производственной и социальной инфраструктуры,
наличия научно-исследовательских центров,
емкости рынка сбыта, экологической и
криминальной ситуации, уровня социальной
напряженности, а также от проводимой
региональными властями политики по привлечению
инвесторов. По объему привлечения иностранных
инвестиций Омская область по итогам 2001 г. входила
в пятерку привлекательных регионов России:
Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край,
Челябинская и Омская области.
В 2001 г. улучшилась отраслевая
структура поступивших иностранных инвестиций:
увеличились инвестиции в строительство, науку и
научное обслуживание. При этом происходило
увеличение и прямых иностранных инвестиций - они
увеличились в 2,3 раза (в 2002 г. составляли одну
четверть накопительных иностранных инвестиций и
сосредоточены преимущественно в промышленных
организациях - 74,8 % всех прямых инвестиций, из
них 65,3 % приходится на пищевую промышленность,
8,7 % - на химическую и нефтехимическую).
Увеличение инвестиционной привлекательности
региона, прямых иностранных инвестиций
способствует развитию совместных предприятий,
что позволяет не только создавать
дополнительные рабочие места, но и повышать
квалификацию занятых на них отечественных
специалистов. На конец 2002 г. на территории
области зарегистрировано 319 организаций с
участием иностранного капитала. За 2001 г. выпуск
товаров и услуг превысил $360 млн., среднесписочная
численность работников - 35,4 тыс. человек. Хотя в
2002 г. количество фактически действующих
предприятий и организаций с участием
иностранного капитала сократилось на 2 %,
среднесписочная численность занятых на них
работников продолжала расти.
Наиболее крупными организациями с
участием иностранного капитала являются:
"Матадор-Омскшина" (со Словакией),
"Сибирская Сотовая Связь" (с Люксембургом),
"Росар" (с Бельгией),
"Сибирско-Скандинавская автобусная
компания" (со Швецией).
Одной из форм внешнеэкономических
связей является миграция рабочей силы. Трудовой
миграцией принято именовать перемещение людей
из одной страны в другую с целью найти работу или
получать более высокую оплату за свой труд по
сравнению с той, на которую они могут
рассчитывать на родине. Рабочая сила всегда идет
за движением капитала и инвестициями. Поэтому в
области постоянно возрастает количество людей,
приезжающих на работу. Это и легальные трудовые
мигранты и нелегалы. Оформленная трудовая
миграция в области развита мало: общая
численность иностранной рабочей силы в целом по
Омской области в 2000 г. составила 696 человек, 2002 г. -
1100 человек. Хотя по оценкам некоторых
специалистов неофициально в области трудятся не
менее 5000 иностранных граждан. Основными
экспортерами официальной иностранной рабочей
силы в Омскую область остаются Китай (2002 г. -
68,18 %) и Вьетнам (11 %). Сократилась численность
рабочих из Турции до 1,8 %. В 2002 г. среди
иностранных рабочих появились жители КНДР
(9,1 %). В численности иностранных граждан,
привлекаемых для работы в России из стран СНГ по
контракту, преобладают жители Узбекистана и
Киргизстана. Несмотря на соседство с
Казахстаном, граждан этой страны среди
официально работающих в области по контрактам в
2001, 2002 г. не зарегистрировано. Среди нелегальных
трудовых мигрантов преобладают жители Китая,
Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении.
Большая часть трудовых мигрантов
работают на низко квалифицированных работах в
сельском хозяйстве (2002 г. - 410 человек), оптовой и
розничной торговле (260 человек), строительстве (250
человек).
В Омской области, население которой
ежегодно уменьшается (не только за счет
естественной убыли, но и за счет миграционной
убыли), а экономика все острее ощущает
нарастающий дефицит трудовых ресурсов
(потребность в работниках в 2002 г. достигла 14,4
тысяч человек), не может успешно развиваться без
притока иммигрантов. Безусловно, для нашей
области иммиграция необходима как ресурс,
способный компенсировать демографические
провалы ближайших десятилетий. Но процесс
трудоустройства необходимо четко
контролировать, чтобы сгладить экономические
противоречия между иммигрантами и омичами, около
100 тыс. человек, которых сегодня находятся без
работы. Тем более, что нелегальные трудовые
мигранты - это дееспособные граждане в возрасте
от 30 до 50 лет, семейные, имеющие среднее
образование, готовые работать 10 - 12 часов в сутки.
В то время, как сельский житель Омской области,
формально незанятый трудовой деятельностью, как
правило, 35-летний человек (мужчина или женщина) с
неполным или общим средним образованием, имеющий
двое детей в возрасте от 8 до 16 лет. Это,
несомненно, обостряет напряженность на рынке
труда области.
Следует рассматривать иммиграцию,
также с макроэкономических позиций. По мнению
американских экономистов, между ростом
численности иммигрантов, уровнем зарплаты и
производительностью труда во многих секторах
национальной экономики существует очевидная
связь. Возможность экономить на дешевой рабочей
силе не стимулирует работодателя к технической
модернизации, а невысокая квалификация таких
работников негативно влияет на уровень
эффективности труда. Поэтому назрела
необходимость принятие на областном уровне
закона, регулирующего привлечение и
использование иностранной рабочей силы.