Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:44 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:06:20 2012
Кодировка: koi8-r
Россиянин в стране Смелых, Умных, Образованных, Мобильных, Инициативных (СУОМИ)

Колтун А. Я.
г. Омск

Россиянин в стране Смелых, Умных, Образованных, Мобильных, Инициативных (СУОМИ)

    13е мая. Аэропорт. Шереметьево-2. Москва провожает первым майским праздником. Честно отвечаю на вопрос: "Цель поездки?". Взлет. В самолете 13 (!) пассажиров. Впереди - участие в международном семинаре, организованном Советом Европы в г. Хейнола (Финляндия). Всего час двадцать лету - и ты в столичном аэропорту Вантаа. Огромный, стерильный и почему-то безлюдный. Подошедший секунда в секунду автобус медленно выезжает на автостраду. Сразу же покидает чувство, что ты за границей. Вокруг - родной сибирский ландшафт, ели и березы. Только все это за невысоким забором, который тянется по обе стороны 130-километровой дороги до Хейнолы. Маленький, уютный городок. Первый же встречный "холодный и невозмутимый" финн на заданный по-английски вопрос "Как пройти?" немедленно вызывается самолично проводить и коротко излагает историю родного города жестикулируя, смеясь, хлопая тебя по плечу. Одним словом, радуясь, что ты наконец прибыл. Центр проведения семинара впечатляет. Прекрасно оборудованные конференц-залы, уютный отель, любезные и всегда готовые помочь сотрудники. Программы семинара и все необходимые материалы вручаются тебе администратором вместе с ключами от номера. Первый и единственный свободный вечер, первые знакомства с прибывающими участниками, и, наконец, утро 14-го. Торжественное открытие семинара. Вступительные слова представителей Национального Совета Финляндии по образованию, представителя финского отделения Совета Европы и члена муниципалитета Хейнолы, директора семинара. За столами - представители 21-ой европейской страны: России, Финляндии, Украины, Литвы, Латвии, Чехии, Польши, Болгарии, Венгрии, Мальты, Кипра, Греции, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Голландии, Британии, Норвегии, Словении, Австрии.
    Итак, тема. "Как коучинг способствует реализации и совершенствованию потенциальных возможностей учащихся". Коучинг (coaching)- современная новация в системе обучения на Западе. Достаточно затруднительно найти точный эквивалент этого явления в родном языке. Возможно, это "наставничество", "руководство", "тренинг". Суть его - студенты самостоятельно обсуждают вопросы и проблемы профессионального характера, имея на руках список обязательной литературы, требующей не только знакомства, но позволяющей делать выводы и выдвигать наиболее оптимальные пути решения проблемы и задач. Участники семинара разбиты на группы. Во главе каждой - финский специалист - тьютор. Трудность в ом, что каждая группа включает в себя преподавателей совершенно различных предметов, с различным уровнем владения английским языком. Как вы считаете: легко ли обсуждать и находить общие решения для преподавателя английского языка и преподавателя информатики, работающего в местной тюрьме? Однако мой норвежский коллега отмечает достаточно высокий интеллектуальный уровень своего необычного контингента.
    Каждой группе ставится задача, члены группы ежедневно заполняют индивидуальные дневники, излагая свое видение обсуждаемого. И итог, единое резюме, подписанное представителями Финляндии, России, Кипра, Словении и Норвегии (группа "Нокиа").
    Меняются виды работ, задания. Но необычность ситуации, многообразие мнений, путей решения заставляет выступать еще активнее. Хочется послушать и услышать каждого. Идеальная рабочая атмосфера, когда не замечаешь, что за окнами уже сумерки, а ты так же свеж и полон идей, как и десять часов назад.
    Многообразие точек зрения не всегда приводит к единственно правильному решению и выводам. Всем участникам предоставляется обязательной литературы, освещающей и объясняющей теорию и практику коучинга.
    И, наконец, поездка в г. Юваскюля в тамошний университет "Тими Академия", что означает "Академия команды". Команды в смысле "группы". Той самой группы, которая обсуждает, спорит, ищет и находит. С самого первого курса студенты объединяются в группы, где, после обязательного знакомства с литературой (на первом курсе это 320 источников) они приступают к обсуждению выработке решений и стратегий по вопросам, имеющим первостепенное профессиональное значение. Это носит и прикладной характер, т. к. студенты рекламируют себя в качестве группы начинающих специалистов, способных выполнить по заказу компаний то или иное задание. Они, т. е. студенты, самостоятельно определяют, кто в группе руководитель, кто - менеджер проекта, кто - исполнитель. Причем руководитель одной группы может трудиться в качестве исполнителя в другой. Ставки - на самостоятельность, инициативность, нестандартность мышления и ответственность. Милая второкурсница сожалеет о своем профессиональном промахе, который обошелся ей в 2000 финских марок. Гонорар за выполненную работу не включает в себя статью "профессиональная небрежность и недомыслие".
    Студенты считают себя "life learners", т. е. Людьми, которые убеждены, что учение (не обучение!) должно присутствовать на протяжении всей жизни. То, что мы называем вечный процесс самосовершенствования.
    Лозунг данного учебного заведения: "less teaching - more learning", т. е. "меньше обучения - больше учения". Не все, бесспорно, возникает масса вопросов. Но одно совершенно очевидно: процесс приобретения знаний - процесс творческий, созидательный, приносящий интеллектуальную и профессиональную удовлетворенность.
    И вот последний вечер. Хозяева и муниципалитет Хайнолы устраивает типичные финские проводы - свежевыловленная форель и сауна. Однако ни первое, ни второе ни на минуту не прерывает начавшееся четыре дня назад обсуждение интересного явления в образовании - коучинга.
    Утро 17-го. Подведение итогов, вручение сертификатов. Добрые и грустные слова прощания, ритуальный обмен адресами. Многие едут в аэропорт вместе, чтобы проводить друг друга.
    По возвращении нужно отправить письма по четырем адресам: два - в Финляндию, один - в Страсбург, один - Москву. И вот тебе уже приходит e-mail из Бельгии, где Лео Ясперс пишет о своих первых попытках применить коучинг; венгр Ласло присылает копию своего отчета; полька Марта пишет о своих планах.
    Польза и важность подобных контактов неоспорима. Не автоматическое копирование, а именно международный опыт способен обогатить о, чем мы все можем по праву гордится - образование государства Российского.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]