Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_11.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:05:52 2012 Кодировка: koi8-r |
О. Фадеева
аспирант кафедры педагогики ОмГПУ
В числе определяющих факторов, от
которых сегодня зависит развитие российского
образования, является его качество. В последнее
десятилетие аналитики высшего образования
повторяют слова "качество" чаще других слов.
Отслеживание качества получаемого образования
характерно не только для молодых университетов,
появившихся в последние десятилетия в России, но
и для тех, которые в настоящее время имеют
богатую историю и высокий рейтинг. Вопросом
качества образования занимаются многие. Так, в
Европе создана комиссия по академической оценке
качества образования, проходят конференции, а в
России состоялось семь симпозиумов по
квалиметрии человека и образования. Однако,
следует признать, что несмотря на это концепция
качества образования только складывается.
Изменение образовательной парадигмы,
все большее внимание к личности обучающегося как
к основной социальной ценности предполагает и
построение педагогического образования таким
образом, чтобы обеспечивалась индивидуальная
траектория личностно- профессионального
становления педагога. Идея личностного движения
к профессиональному становлению порождает
множественность логик движения к ценностному
самоопределению, раскрывающему личностную
плоскость образовательного пространства.
Становление психолого-педагогической
компетентности предполагает иную плоскость
понятия качества. Качество начинается с самой
личности человека, развития его духовных,
творческих возможностей, реализуемых в
созидательно - преобразующей деятельности. В
результате такого непрерывного развития
рождается новое качество. Учитывая это, можно
говорить о том, что роль образования заключается
в становлении такой личности, которая способна
осуществить качественные изменения в сфере
своей профессиональной деятельности.
Становление профессиональной компетентности
будущего педагога заключается в системном
единстве психолого-педагогических знаний, опыта,
свойств и личностных качеств будущих учителей,
позволяющих эффективно осуществлять
педагогическую деятельность и целенаправленно
организовывать процессы педагогического
общения, предполагающих личностное развитие и
совершенствование педагога. Таким образом,
психолого-педагогическая компетентность
является фактором повышения качества
образования.
Под качеством образования понимается
социальная и психолого-педагогическая
категория, определяющая уровень и результат
процесса образования в обществе и у отдельной
личности, соответствие этого результата
потребностям и ожиданиям в развитии личностной и
профессиональной компетентности.
Попытки управлять качеством
(продукции) без определения глобальной системы
его получения ни к чему положительному не
привели [1].
Сегодня проблема определения качества
состоит в том, что существующие его критерии и
стандарты как и прежде направлены большей частью
на результат обучения, тогда как система
управления качеством процесса подготовки
будущих учителей и сам студент как потребитель
системы (с его потребностями) всё ещё остаётся на
втором плане. Новая образовательная парадигма,
пересмотревшая отношение к студенту и
определившая его не объектом обучения, а
субъектом этого процесса, требует
незамедлительного пересмотра сложивших
взглядов на качество образования. Как показывают
новейшие исследования, отношение к качеству
образования и конкурентоспособность выпускника
неразрывно связаны между собой.
По мнению А. Фейгенбаума, существует
две формы конкуренции:
Базовой категорией,
способной определить уровень внешней формы
конкуренции является мониторинг, но и сегодня
наиболее важной проблемой в современной теории и
практике управления качеством образования
является разработка его методик.
Мониторинг - это система
контролирующих и диагностирующих мероприятий,
обусловленных целеполаганием процесса обучения
и предусматривающих в динамике уровни усвоения
студентами учебного материала и его
корректировку. В последние десятилетия в
отечественной литературе появились публикации,
свидетельствующие о накоплении материалов по
мониторингу готовой деятельности [2, 3, 5].
Однако, единого понимания мониторинга сегодня
нет. В различных областях научного знания он
трактуется по-разному. Так, управленческий
мониторинг понимается как процесс непрерывного
научно-обоснованного,
диагностико-прогностического,
планово-деятельностного слежения за характером
взаимодействия на различных уровнях:
руководитель - педагогический коллектив,
руководитель - коллектив студентов, руководитель
- внешняя среда, отдел образования - руководитель.
[5 ]
Суть мониторинга состоит в оценке
поставленной цели образования и реализованной
программы при сопоставлении образовательного
стандарта и учебной программы, в систематической
и регулярной процедуре сбора данных по важным
образовательным аспектам образования.
Именно традиционная форма конкуренции
направлена на понимание результата образования
как его соответствия стандарту образования.
Внутренняя форма конкуренции менее
поддается внешней оценке и требует больших
усилий для своего развития, но именно она -ключ к
стратегическому обеспечению
конкурентоспособности будущих учителей и
достижению высокого уровня профессионализма
педагога, развития его личности за счет его
саморазвития и самопроектирования .
Внутренняя форма конкуренции связана
с процессом целенаправленного становления
психолого-педагогической компетентности, при
этом в центре внимания находится студент. В этой
связи изучение процесса развития
профессионально значимых свойств личности
будущего учителя представляет особую
значимость.
Основная проблема управления
качеством образования как процессом развития
духовных, творческих и других возможностей
студента, которые реализуются в его созидательно
- преобразующей деятельности, заключается в
необходимости разработать комплекс
диагностических методик, позволяющих
отслеживать и распознавать состояния и
изменения, происходящие в объекте - субъекте
диагностики.
Педагогическая диагностика (в
переводе с греческого "способность
распознавать") - это процесс постановки
"диагноза", т. е. установление уровня
развития субъекта диагностики [6]. Суть
педагогической диагностики состоит в
отслеживании качественных изменений,
происходящих в субъекте диагностики, кроме этого
важен анализ собранной информации с целью
определения удач и неудач в развитии,
профессиональном становлении личности будущего
учителя, в раскрытии смысла изменений,
происходящих в субъекте диагностики.
Педагогическая диагностика
направлена, прежде всего, на правильный выбор и
выстраивание индивидуального образовательного
маршрута студента. Функциями педагогической
диагностики являются:
В отличие от мониторинга
педагогическая диагностика учитывает не только
соответствие знаний, умений и навыков
требованиям образовательных стандартов, а также
развитие мотивов и потребностей личности
будущего учителя и его личностные достижения.
Педагогическая диагностика процесса
становления будущего учителя связана с
некоторыми категориями новой образовательной
парадигмы: воздействие, взаимодействие,
переживание, сопереживание, поддержка.
Категория качества является
фундаментальным, системным определителем
развития образования в новом столетии. Качество
образования определяется внешней и внутренней
конкуренцией педагогического Вуза. Управлять
качеством образования поможет разработка
комплекса педагогических диагностик,
позволяющего выстроить и корректировать
индивидуальный образовательный маршрут
студента. В рамках новой образовательной
парадигмы личностно - ориентированного подхода в
обучении внутренняя конкуренция вуза выходит на
первый план, следовательно, педагогическая
диагностика способна обеспечивать поддержку
студента в продвижении его по индивидуально -
образовательному маршруту и управлять качеством
образования. Система мониторинга, в свою очередь,
способна реально оценить соответствие
полученного "товара" - специалиста
предъявляемым требованиям, представленным в
государственном стандарте.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]