Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_11.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:05:52 2012
Кодировка: koi8-r
Некоторые аспекты определения качества подготовки будущих учителей

О. Фадеева
аспирант кафедры педагогики ОмГПУ

Некоторые аспекты определения качества подготовки будущих учителей

    В числе определяющих факторов, от которых сегодня зависит развитие российского образования, является его качество. В последнее десятилетие аналитики высшего образования повторяют слова "качество" чаще других слов. Отслеживание качества получаемого образования характерно не только для молодых университетов, появившихся в последние десятилетия в России, но и для тех, которые в настоящее время имеют богатую историю и высокий рейтинг. Вопросом качества образования занимаются многие. Так, в Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, а в России состоялось семь симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако, следует признать, что несмотря на это концепция качества образования только складывается.
    Изменение образовательной парадигмы, все большее внимание к личности обучающегося как к основной социальной ценности предполагает и построение педагогического образования таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуальная траектория личностно- профессионального становления педагога. Идея личностного движения к профессиональному становлению порождает множественность логик движения к ценностному самоопределению, раскрывающему личностную плоскость образовательного пространства. Становление психолого-педагогической компетентности предполагает иную плоскость понятия качества. Качество начинается с самой личности человека, развития его духовных, творческих возможностей, реализуемых в созидательно - преобразующей деятельности. В результате такого непрерывного развития рождается новое качество. Учитывая это, можно говорить о том, что роль образования заключается в становлении такой личности, которая способна осуществить качественные изменения в сфере своей профессиональной деятельности. Становление профессиональной компетентности будущего педагога заключается в системном единстве психолого-педагогических знаний, опыта, свойств и личностных качеств будущих учителей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность и целенаправленно организовывать процессы педагогического общения, предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Таким образом, психолого-педагогическая компетентность является фактором повышения качества образования.
    Под качеством образования понимается социальная и психолого-педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и у отдельной личности, соответствие этого результата потребностям и ожиданиям в развитии личностной и профессиональной компетентности.
    Попытки управлять качеством (продукции) без определения глобальной системы его получения ни к чему положительному не привели [1].
    Сегодня проблема определения качества состоит в том, что существующие его критерии и стандарты как и прежде направлены большей частью на результат обучения, тогда как система управления качеством процесса подготовки будущих учителей и сам студент как потребитель системы (с его потребностями) всё ещё остаётся на втором плане. Новая образовательная парадигма, пересмотревшая отношение к студенту и определившая его не объектом обучения, а субъектом этого процесса, требует незамедлительного пересмотра сложивших взглядов на качество образования. Как показывают новейшие исследования, отношение к качеству образования и конкурентоспособность выпускника неразрывно связаны между собой.
    По мнению А. Фейгенбаума, существует две формы конкуренции:

  1. Внешняя (традиционная). Она общеизвестна и представляет собой конкурентоспособность товаров и услуг на рынке, в том числе на рынке образовательных услуг, и завоевание товаром этого рынка.
  2. Внутренняя конкуренция (невидимая). Она заключается в самой среде образовательного учреждения: интеллектуальной, творческой, управленческой, а так же в том, как осуществляется становление психолого-педагогической компетентности студентов, их субъективной позиции и личностное развитие студентов.

    Базовой категорией, способной определить уровень внешней формы конкуренции является мониторинг, но и сегодня наиболее важной проблемой в современной теории и практике управления качеством образования является разработка его методик.
    Мониторинг - это система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения студентами учебного материала и его корректировку. В последние десятилетия в отечественной литературе появились публикации, свидетельствующие о накоплении материалов по мониторингу готовой деятельности [2, 3, 5]. Однако, единого понимания мониторинга сегодня нет. В различных областях научного знания он трактуется по-разному. Так, управленческий мониторинг понимается как процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за характером взаимодействия на различных уровнях: руководитель - педагогический коллектив, руководитель - коллектив студентов, руководитель - внешняя среда, отдел образования - руководитель. [5 ]
   Суть мониторинга состоит в оценке поставленной цели образования и реализованной программы при сопоставлении образовательного стандарта и учебной программы, в систематической и регулярной процедуре сбора данных по важным образовательным аспектам образования.
    Именно традиционная форма конкуренции направлена на понимание результата образования как его соответствия стандарту образования.
    Внутренняя форма конкуренции менее поддается внешней оценке и требует больших усилий для своего развития, но именно она -ключ к стратегическому обеспечению конкурентоспособности будущих учителей и достижению высокого уровня профессионализма педагога, развития его личности за счет его саморазвития и самопроектирования .
    Внутренняя форма конкуренции связана с процессом целенаправленного становления психолого-педагогической компетентности, при этом в центре внимания находится студент. В этой связи изучение процесса развития профессионально значимых свойств личности будущего учителя представляет особую значимость.
    Основная проблема управления качеством образования как процессом развития духовных, творческих и других возможностей студента, которые реализуются в его созидательно - преобразующей деятельности, заключается в необходимости разработать комплекс диагностических методик, позволяющих отслеживать и распознавать состояния и изменения, происходящие в объекте - субъекте диагностики.
    Педагогическая диагностика (в переводе с греческого "способность распознавать") - это процесс постановки "диагноза", т. е. установление уровня развития субъекта диагностики [6]. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики, кроме этого важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, профессиональном становлении личности будущего учителя, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.
    Педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на правильный выбор и выстраивание индивидуального образовательного маршрута студента. Функциями педагогической диагностики являются:

  1. информационная,
  2. оценочная,
  3. корректирующая.

    В отличие от мониторинга педагогическая диагностика учитывает не только соответствие знаний, умений и навыков требованиям образовательных стандартов, а также развитие мотивов и потребностей личности будущего учителя и его личностные достижения. Педагогическая диагностика процесса становления будущего учителя связана с некоторыми категориями новой образовательной парадигмы: воздействие, взаимодействие, переживание, сопереживание, поддержка.
    Категория качества является фундаментальным, системным определителем развития образования в новом столетии. Качество образования определяется внешней и внутренней конкуренцией педагогического Вуза. Управлять качеством образования поможет разработка комплекса педагогических диагностик, позволяющего выстроить и корректировать индивидуальный образовательный маршрут студента. В рамках новой образовательной парадигмы личностно - ориентированного подхода в обучении внутренняя конкуренция вуза выходит на первый план, следовательно, педагогическая диагностика способна обеспечивать поддержку студента в продвижении его по индивидуально - образовательному маршруту и управлять качеством образования. Система мониторинга, в свою очередь, способна реально оценить соответствие полученного "товара" - специалиста предъявляемым требованиям, представленным в государственном стандарте.

Литература:

  1. Бойцов Б., Шлёнов Ю., Крянев Ю. и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России.-2000.?1.-С.40-46.
  2. Карпова Э. А. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности. Автореф. дис. : д-ра пед. наук. - М., 1994.
  3. Майоров А. Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. - СПб., 1992.
  4. Педагогическая диагностика в школе. /Под ред. А. И. Кочетова. - Минск: Народная асвета , 1987.
  5. Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом. Автореф: канд. пед. наук., Екатеринбург, 1999.
  6. Морозова О.П. Педагогический словарь справочник. - Барнаул, 2000.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]