Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_09.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:05:19 2012 Кодировка: koi8-r |
Е.Н. Глубокова
г. Омск
Проблема строительства
открытого, гражданского общества в России
включает в себя личностный аспект - формирование
критичного мышления человека, творческого
отношения к любому виду деятельности, развитие
прогностических, эмпатийных и рефлексивных
способностей. Данные способности являются
базисными в структуре творческой
индивидуальности. Особая роль в этом процессе
должна принадлежать образовательным
учреждениям всех типов, в том числе и высшим
педагогическим.
Современный этап развития системы
образования во многих странах объединяет
стремление выйти за рамки традиционного
обучения, осмыслить и освоить подходы к учебному
процессу, выработанные в зарубежной
педагогической теории и практике, что является
необходимым условием интеграции в мировую
педагогическую культуру.
Процесс подготовки будущего учителя
должен быть направлен на создание условий для
развития, проявления творческой
индивидуальности студента, потому как только
творческая индивидуальность способна воспитать
личность, обладающую качествами, необходимыми
для успешной социализации в формирующемся
гражданском обществе России. Это представляется
возможным при включении студентов в
разнообразную коллективную творческую
деятельность как на этапе теоретической
подготовки, так и в процессе выработки
практических умений и навыков. На протяжении
последних десятилетий во многих странах мира
ведутся разработки по созданию для учащихся
условий, возможностей занимать активную,
инициативную позицию, приобретать знания в форме
естественного, а не принудительного запоминания
значительных объемов информации. Есть и другая
задача - обучение с гарантированной высокой
результативностью, на решение которой
направлена разработка и внедрение в массовую
практику педагогических технологий.
Коллективную творческую деятельность
студентов - будущих учителей следует понимать
как непосредственное взаимодействие членов
коллектива в различных сферах коллективной
жизнедеятельности (учебный труд, общественно
полезная деятельность, общение, отношения,
моральное творчество и т.д.), направленное на
нестереотипное, оригинальное разрешение
возникающих перед ними задач в процессе
достижения увлекательных и социально-значимых
целей. Блок психолого-педагогических дисциплин
позволяет создать условия для реализации
деятельности такого характера. В рамках
традиционных для вузов лекций и семинаров может
быть представлен целый ряд форм организации
учебной деятельности: деловая, ролевая,
имитационная, моделирующая, игра, учебная
дискуссия, проблемная лекция, выполнение
творческих заданий, защита педагогических
проектов и другие.
Содержание подобных занятий
определяется идеями и задачами подготовки
инициативного, творчески мыслящего, умеющего
принимать решения в условиях высшей степени
неопределенности специалиста. Подготовки
подобных занятий может быть предоставлен
следующими этапами:
Следует подчеркнуть, что
педагог по отношению к студентам занимает
лидирующую, но не доминирующую позицию,
выполняет функции режиссера, выступает в роли
соучастника учебного процесса.
При работе со студентами
географического факультета в рамках курсов
"Педагогические теории, системы и
технологии", "Введение в педагогическую
профессию", "Педагогические технологии"
были использованы такие формы коллективной
творческой деятельности как
"Пресс-конференция", "Заседание суда",
"Парад достижений", "Педагогический
ринг", "Путешествие в прошлое",
составление педагогических кроссвордов,
"Круглый стол по проблеме:",
"Педагогический КВН". При проведении
занятий появилась возможность реализовать
объективные и субъективные условия в
коллективной творческой деятельности студентов,
способствующие их профессиональной подготовке.
К объективным условиям относятся: деятельность,
коллективная творческая по характеру,
содержание которой позволяет проявить
творческую индивидуальность; отношения
сотрудничества и сотворчества, возникающие в
процессе такой деятельности; общение, которое
дает возможность ставить себя на место другого
человека, понимать его, сопереживать,
сочувствовать, содействовать ему; нормы
общественного мнения, которое выражает
ценностное отношение к творчеству. В качестве
субъективных условий выступает осознание
важности коллективной творческой деятельности
для профессиональной подготовки; стремление к
созданию нового, к обогащению этим новым людей,
школы, своих товарищей; умение прогнозировать,
определять более оптимальные пути достижения
целей, воплощать в жизнь новые идеи,
анализировать результаты деятельности, и,
наконец, коммуникативные, эмпатийные умения.
Современные дидактические поиски
ориентируются на способность учителя создавать
условия для того, чтобы ученик находился в
позиции исследователя, был включен в полноценное
общение. Это всегда предполагает способность
учителя самому занимать такую позицию. Развивать
в себе эту способность студенту - будущему
педагогу реально помогает коллективная
творческая по характеру деятельность,
содержание которой позволяет проявить
творческую индивидуальность.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]