Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/3_12.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:44 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:01:35 2012 Кодировка: koi8-r |
Кабиров А.Ф.
г. Омск
С момента, когда я начал
осознавать себя, меня волновал вопрос о
справедливости и законности моих обязанностей и
прав в обществе людей. Сейчас приходит понимание,
что справедливое общество, основанное на
демократических принципах, не может быть
построено без моего личного участия и моих
сверстников.
Отсутствие опыта по развитию
собственного гражданского сознания приводит
меня к выводу о том, демократическому образу
жизни необходимо учиться и обучать других.
Одним из конструктивных вариантов
освоения опыта гуманистически ориентированного
образа жизни является участие студентов в
коллективных творческих делах, организуемых у
нас на факультете иностранных языков в форме
"Коммунарского сбора".
Коллективно-творческие дела по сути своей
представляют своеобразную школу демократизации
сообщества студентов и преподавателей.
В отличии от других организационных
форм сообщества, коллективные творческие дела -
дела самих студентов в соорганизации с
преподавателями. Это прежде всего полнокровная
жизнь (событийная общность) старших и младших,
построенная на принципах сотрудничества,
диалога, самоорганизации, авторства,
соавторства. Здесь каждый участник является
возможностью для другого в собственном развитии,
а не средством использования их другими в своих
целях. Именно в коллективной деятельности
студент выявляет возможность индивидуализации
своей личности, самоопределения по отношению к
нормам и ценностям сообщества людей.
Сущностными признаками коллективных
творческих дел, как школы гуманизации и
демократизации, являются:
Естественно, что само по
себе организация коллективно-творческих дел еще
не дает гарантии выхода студента в гражданскую
позицию. На первых этапах участия в них студентов
привлекает эмоционально-праздничная сторона
дела, а именно возможность пообщаться, раскрыть
свои дарования, самоутвердиться в собственной
значимости, дух солидарности.
Однако при определенных условиях (что
зависит от личности самого студента),
коммунарский сбор актуализирует импульс к
самостоятельным действиям по проектированию и
преобразованию собственной жизни и жизни
окружающих, освоению новых социальных ролей и
социально конструктивных действий.
Так, например, опыт участия в
коммунарских сборах определил мое участие в
помощи детям Иссилькульского детского дома
(организация праздников, сбор для детей одежды,
игрушек), организации в школах города дискуссии
на различные темы: "Права и обязанности"
граждан и государства, "Моя гражданская
позиция" и т.п.; изучение вопросов
"граждановедения". Захотелось заняться
вопросами гражданского образования.
Действительно, гуманизация жизни
общества возможна на началах сотрудничества,
соорганизации и самоорганизации взрослых и
студентов при их добровольном желании
заботиться друг о друге и о себе.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]