Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/3_03.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:57:31 2012 Кодировка: koi8-r |
Майстровский Ю.Р.
г. Самара
За последние годы отношение
к вопросу защиты прав человека в России
значительно изменилось. Тем не менее, уровень
знания своих прав увеличился не намного, и даже
введение в программу средней школы учебных
курсов, подобных "Граждановедению" не
изменило ситуацию к лучшему.
Администрация школ часто только
декларирует необходимость знания, соблюдения и
защиты прав человека. Но эта же администрация не
рассматривает ученика как личность, обладающую
теми же правами. И вся работа по правовому
воспитанию сводится к введению учебных курсов,
на которых школьники механически заучивают
Конституцию, "Конвенцию о правах ребенка",
"Всеобщую декларацию прав человека" и т.п.
Процесс обучения в области прав
человека строится учителями школ аналогично
преподаванию других предметов (математики,
истории, литературы и т.д.), что подразумевает
собой, чаще всего, проведение лекционных занятий.
При этом сказывается недостаток специалистов,
отсутствие информации о новых программах,
учебниках, методических разработках и
рекомендациях в области прав человека, об опыте
коллег в других регионах, о деятельности
правозащитных и правопросветительских
организаций и т.п.
Правозащитные организации существуют,
в основном, в крупных городах. Информация об их
деятельности очень редко доходит до педагогов
школ. Подавляющее большинство членов
правозащитных организаций имеют огромный
положительный опыт в организации акций,
отстаивании прав человека, участия в судебных
процессах, но, к сожалению, не имеют
педагогического образования и не работают в
школах.
Стоит обратить внимание еще на одну
важную проблему, которую необходимо решать всем
вместе. Согласно государственным образования
студентам педагогических специальностей даются
знания в области права, особенно, по правам
ребенка. Но подавляющему числу будущих
педагогов, кроме студентов, которым преподавать
данную дисциплину, не дается методика по
использованию полученных знаний в работе с
детьми и их родителями. По нашему убеждению
такого рода предмет должен преподаваться
педагогам всех специальностей без исключения. Но
пока в школах крайне мало учителей, способных не
только передать свои знания о правах человека,
гражданских ценностях и т.п., но создать в классе
обстановку, которая способствует свободной
дискуссии, на личном примере показать открытость
и терпимость к противоположному мнению.
Самарская городская молодежная
общественная организация "Педагогический
клуб "Радуга" на протяжении нескольких лет
активно работает в данном направлении.
Специально для Школы юного педагога Самарского
Дворца детского и юношеского творчества нами
разработан специальный учебный курс "Права
человека", программа которого состоит из двух
равнозначных блоков. Один блок теоретический, он
основан на курсе "Живое право"
Санкт-Петербургского института права. Во втором
блоке, "Правовые и дискуссионные формы",
рассматриваются самые различные методики,
разработанные в г.г. Москве, Санкт-Петербурге,
Ростове-на-Дону, Перми и др.
Слушатели ШЮП принимают активное
участие в научно-практических конференциях
разных уровней с докладами по правам человека,
работают над составлением выпусков
"Правозащитного календаря", встречаются с
представителями правозащитных организаций и т.п.
Но самая важная их деятельность заключается в
том, что они проходят обязательную
педагогическую практику на базовых площадках, в
том числе и по курсу "Права человека".
Несколько выпускников нашей школы начали
работать педагогами дополнительного
образования, будучи еще учащимися 11 классов. В
результате этой работы ими разработана и
реализуется на протяжении 2 лет городская
программа "Использование игровых технологий
как средство повышения мотивации к обучению".
Аналогичный курс преподается студентам,
занимающихся по программе "Педагогическая
мастерская", педагогам-организаторам,
классным руководителям на курсах повышения
квалификации и т.п.
Благодаря использованию игровых
технологий в учебном процессе будущие педагоги
творчески осмысливают материал, лучше
закрепляют полученные знания, вырабатывают
навыки совместной работы и др.
Школа юного педагога является
экспериментальной площадкой, где впервые в г.
Самаре проводятся, анализируются и адаптируются
к учебному процессу новые игровые формы,
полученные в ходе обмена опытом с нашими
коллегами, творчески перерабатываются уже
знакомые игры. Следует отметить, что слушатели
ШЮП являются обычными старшеклассниками и
благодаря этому разработчики курса "Права
человека" имеют возможность реально оценить
влияние игр на повышение мотивации школьников к
обучению, на их успеваемость.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]