Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/3_01.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:56:54 2012 Кодировка: koi8-r |
Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф.
г. Омск
Современное образование -
сложное и многогранное общественное явление.
Образование есть целостная система учебных,
воспитательных форм педагогической
деятельности, ориентированной на социальный
заказ, социальные потребности гражданского
общества. Становление, развитие и
функционирование гражданского общества
невозможны без социализации образования, то есть
без решения наиболее важных задач в
социокультурной сфере общества. Их диапазон
весьма широк: усвоение и переработка информации,
знаний и социального опыта, соблюдение
духовно-нравственной преемственности поколений,
социализация личности, накопление ею
интеллектуального, физического и
профессионального потенциала, трудоустройство
выпускников учебных заведений, их социальный
статус и т.д. Социализация образования позволяет
преодолевать разобщенность, поляризацию
взаимосвязанных компонентов культуры:
естественнонаучного, технико-технологического и
социально-гуманистического. Одной из главных
характеристик социализации образования
является оптимальное сочетание уровня
потенциальных способностей в реализации
социально признанных ценностей и собственных
творческих сил при решении конкретной
учебно-воспитательной, производственной или
управленческой задачи. Очевидно и то, что при
формировании специалиста любого профиля
приоритетным является не столько набор
специальных знаний (хотя они крайне важны),
сколько глубокая фундаментальная подготовка как
"стартовая площадка" и необходимое условие
саморазвития личности профессионала, его
творческой самореализации.
Становится все более актуальным, что
научный рационализм, утилитарный техницизм не
способны справиться с возникающими
социально-экономическими,
социально-политическими и экологическими
проблемами. В эпицентре социализации
образования находится антропоцентризм:
стремление помочь человеку найти действительно
адекватное приложение душевных сил, личностного,
эмоционального потенциала, творческого начала.
Эти параметры социализации выступают как
категорический императив для любых
перспективных моделей и типов образования.
Данный принцип вытекает не из "благих" или
"злых" пожеланий, а из самой объективной
логики развития гражданского общества. Это и
есть фундаментальный методологический принцип
социализации образования, который необходимо
обязательно учитывать при проектировании,
программировании и прогнозировании развития
систем образования от уровня отдельного
образовательного учреждения до уровней
регионов, федерации и глобального социума.
Социализация образования
предполагает осуществление следующих
конкретно-практических действий в реализации
данного принципа:
Следовательно, все эти
действия, направленные на социализацию
образования, способны качественно и социально
изменить состояние общества. Эти действия
развивают воображение, творческую фантазию,
расширяют границы в использовании
интеллектуальных и образных средств и в
образовании и в воспитании. Такая концепция
социально-гуманитарной подготовки предполагает
введение индивида в культурный мир
цивилизационных гуманистических ценностей
гражданского общества. Специалист, профессионал
не будет ради "сиюминутной"
производственной и экономической выгоды
рисковать общепринятыми ценностями
материальной и духовной культуры, цивилизации.
Своеобразный категорический императив,
внутренний запрет, невозможность переступить
этико-правовые нормы будут способствовать
утверждению гуманных норм социальной жизни, ее
стабильности и устойчивости. Социализация
образования в конечном счете означает переход от
понимания образования как института подготовки
к профессиональной деятельности и жизни к
пониманию его как института организации,
социализации самой жизни и обращенности к
человеческим качествам, культурным
универсалиям.
Гражданское общество не тождественно
своему прошлому, посттоталитарному обществу, оно
характеризуется наличием динамичных тенденций,
постоянным изменением сфер деятельности,
усложнением структур и соответствующих форм
сознания и нравственных алгоритмов. Вместе с тем,
оно перманентно: противоречия между новыми
тенденциями социального развития и культурными
эталонами, образцами, фиксирующими прошлый опыт,
постоянно дестабилизируют социум, вносят помехи
в его функционирование. Отсюда новые требования
к институтам образования: последние не могут
больше ориентироваться только на передачу
прошлого опыта, его стереотипов. Содержание,
передаваемое в образовательных системах, должно
быть принципиально иным, то есть позволяющим
подготовить человека к жизни, деятельности в
новых ситуациях. Образовательные системы должны
обеспечивать, с одной стороны, подключение
индивида к совокупному человеческому
технико-технологическому опыту,
зафиксированному в культурно-технических
ценностях, а с другой - подготовку к будущей
техногенной, информационно обслуживающей,
социокультурной деятельности, отличной от
прошлого, формирование способности к
предвидению будущего, творческой переработке
традиций. Словом, социализация образования
означает способность и возможность производить
не только полезные вещи, но прежде всего, самого
себя, свою сущность, быть субъектом собственного
развития в контексте совокупной социальной
деятельности.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]