Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_13.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:56:12 2012
Кодировка: koi8-r
Совместные исследования сотрудников Ганноверского университета (Германия) и ОмГПУ в области теории организаций

Жарикова Ю.Н.
г. Омск

Совместные исследования сотрудников Ганноверского университета (Германия) и ОмГПУ в области теории организаций

    Переход к новой парадигме образования требует от высшей школы большей гибкости и вариативности. Очевидно, что изменением только существующих форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения и воспитания, и даже содержания образования, достичь этого невозможно. Некоторые преобразования должны произойти и в сфере межличностного общения, охватывающего всех участников образовательного процесса. Перспективным направлением подобных преобразований являются гуманизация отношений, обеспечение личностно-ориентированного подхода как к студентам, так и к преподавателям, создание условий для саморазвития и самореализации личности.
    Рассмотрение вузов и их отделений и "ветвей" в качестве организаций, обладающих различными видами ресурсов, будет способствовать оптимизации указанных процессов. Подобный подход характерен для зарубежных специалистов, занимающихся проблемами управления вузами в условиях постоянно изменяющегося рынка образовательных услуг. В нашей стране он только начинает формироваться. Именно поэтому обращение к теоретическим положениям и результатам практических работ и исследований в области теории организаций применительно к вузам имеет актуальность и практическую значимость.
    Значительные различия между организационными характеристиками вузов России и Германии были отмечены доктором Й.Фером, преподавателем Ганноверского университета. В течение трех лет доктор Й.Фер - в рамках образовательной программы, одобренной парламентом Германии - читал курс лекций по теории организаций в ОмГПУ на факультете "Экономика и менеджмент в социальной сфере". Им были отмечены следующие особенности данного факультета: преобладание неформального общения, демократичность, коллегиальность, эмоциональность, открытость, динамичность, характерные для образовательного процесса, и в то же время меньшая самостоятельность российских студентов (по сравнению со студентами г. Ганновера), их зависимость от группы и от сложившихся стереотипов и правил.
    Вследствие этого возникла идея оценить характер взаимоотношений, сплоченность коллектива и особенности социально-психологического климата факультета. В качестве основного параметра для получения интегративной оценки была выбрана организационная культура, под которой понимается "совокупность значимых базовых представлений, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которая выполняет функцию средства внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или группы на символическом уровне" [2].
    Доктор Й.Фер предложил "Типологии институтов повышения квалификации", дающую представление об основных типах организационной культуры вузов Германии. Им выделены 4 типа, такие как: "Английский клуб", "Перспективный тип", "Продавец", "Бизнес-школа". Для описания типов оргкультуры использованы следующие критерии; философия предпринимательства, целеполагание, конечный продукт, рыночная стратегия, командная цель, консалтинговая структура, планирование [4].
    В соответствии с указанной типологией факультет экономики и менеджмента ОмГПУ характеризуется оргкультурой "Английский клуб". Для уточнения полученных результатов было проведено исследование с помощью другой методики - "Уровневой модели организационной культуры" [3]. Получение согласованных результатов с помощью двух различных методик показало, что тип организационной культуры факультета экономики и менеджмента ОмГПУ был определен с достаточно высокой степенью достоверности. "Клубная" культура факультета во многом зависит от личностных, профессиональных и деловых качеств руководителя. Организация ориентируется на его ценности, идеалы и убеждения. В рамках подобного типа оргкультуры создаются оптимальные условия для инновационных процессов, быстрого роста и развития организации.
    Отметим, что факультет "Экономика и менеджмент в социальной сфере" является самым молодым факультетом ОмГПУ и находится на стадии становления, для которой характерны выработка общечеловеческих и профессиональных ценностей всех участников образовательного процесса, создание и передача традиций, определение норм и стратегии и тактики поведения. Стадия становления - это время действий, от успешности которых будет зависеть дальнейшее развитие факультета, эффективность его деятельности и его конкурентоспособность. Наибольшую актуальность приобретает на этой стадии проблема внутренней интеграции организации.
    После проведения вышеуказанных исследований, преподаватели и студенты факультета решили разработать символику; флаг, гимн, логотип, командную форму и др., начав тем самым процесс "поддержания организационной культуры" с наиболее видимого и простого уровня [1]. Презентация символики состоялась в виде шоу-программы в мае 2000 г. С элементами фирменного стиля факультета были ознакомлены участники конференции "Пятые апрельские экономические чтения", на которой присутствовал и доктор Й.Фер.
    Изменения сплоченности коллектива, социально-психологического климата и других показателей в процессе разработки символики в количественном выражении не отслеживались, однако, отмечены возникновение новых разнообразных отношений и связей, атмосферы доверия, взаимопомощи, сотрудничества; повышение мотивации; устранение некоторых "барьеров общения" и др. Проделанная работа показала важность рассматриваемой проблемы. Перспективное направление деятельности факультета в плане развития организационной культуры - усиление сплоченности коллектива и дальнейшая проработка общеорганизационных норм, традиций, представлений.

Список литературы:

  1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: "Фирма Гардарика", 1996.
  2. Смоленцева А. Вуз как социальный организм // Высшее образование в России. - 1999. - ?3.
  3. Ушаков К. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. 1995. - ?3.
  4. Fehr J. Tyhologie der Weiterbildungsinstitute.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]