Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_11.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:46 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:55:33 2012 Кодировка: koi8-r |
Шевченко Е.В.
г. Санкт-Петербург
Процессы последних лет,
связанные с начинающейся демократизацией
российского общества, оказали существенное
влияние на систему высшего профессионального
образования, выразившееся, в частности, в
изменении целей международного сотрудничества.
К существовавшим ранее добавились цели: а)
интернационализации образования, включающей
более 80 составляющих ее компонентов,
объединенных в 14 групп мероприятий; б) поиска
внебюджетных средств; в) социальной защищенности
преподавателей и сотрудников и т.п.
Соответственно, изменились и функции
международных служб образовательных учреждений.
До 1992 года международные службы,
наряду с учебными и научными, были одними из
основных подразделений вуза, выполнявшими
определяющие, организационные и, главное,
контролирующие функции. С открытием границ,
развитием информационных технологий, усилением
автономии российских вузов функции
международных служб в значительной степени
приблизились к функциям соответствующих служб
зарубежных учебных заведений. Они все в большей
степени становятся координирующими и
обслуживающими (сервисными, консультационными и
обучающими) подразделениями.
Координирующая функция международных
служб определяется необходимостью представлять
вуз на международном уровне как единое целое в
случае выполнения общеинститутских
международных проектов и программ. Сервисная
функция заключается в помощи основным учебным и
научным подразделениям в решении специфических
проблем, связанных с выполнением законов и
правил, определяющих приглашение, пребывание и
проживание иностранных граждан, направление
сотрудников и учащихся за рубеж, с подготовкой и
ведением международных соглашений, договоров,
проектов, программ и т.д.
Международные службы - это
подразделения, сотрудники которых
специализируются на выполнении работ в
межкультурном пространстве, действуют вне
национальных и культурных границ, имеют дело с
представителями разных культур, отличных от
культуры общения и ведения дел, принятой в нашей
стране, и требующих поэтому особого внимания и
отношения. Эти сотрудники должны немедленно
реагировать на быстроменяющийся мир и учитывать
изменения в различных областях: от новых
информационных и образовательных технологий до
экономики, политики и демографии. Они обязаны
соблюдать сами и консультировать всех
участников международного сотрудничества по
соблюдению норм, выработанных мировым
сообществом и изложенных в международных
правовых актах.
Они также должны обучать сотрудников
основных подразделений правилам работы на
международном поле: правилам подготовки и подачи
заявок на международные конкурсы, правилам
общения с представителями других стран и т.д.
Таким образом, функции международных
служб стали, в какой-то степени, сродни функциям
таких вспомогательных подразделений вузов, как,
например, бухгалтерия. Соответственно и работать
в этих службах должны профессионалы - лица,
специально подготовленные к деятельности в
области международного сотрудничества.
Изменения в функциях международных
подразделений привели к трансформации систем
управления вузами. Мы провели анализ систем
управления международным сотрудничеством в 55
государственных и 14 негосударственных
аккредитованных вузах Санкт-Петербурга, города,
где традиционно существуют развитые
международные связи и который, по данным
Минобразования России, занял в 1999 году первое
место в стране по количеству обучающихся
иностранных граждан.
Анализ показал, что в 45%
государственных вузов должность проректора по
международным связям либо ликвидирована, либо
заменена на должность помощника (советника)
ректора по международной деятельности, еще в 4-х
эти обязанности возложены на проректора по
научной работе, а в 2-х - на проректора по
экономике. Таким образом, за последние 10 лет в 55%
государственных вузов С.-Петербурга произошла
реорганизация этого звена управления
международным сотрудничеством с заменой
проректора - преподавателя, работающего по
срочному контракту, на специалиста,
занимающегося только организацией работы
международных служб. Деканаты по работе с
иностранными учащимися остались только в 26%
государственных вузов. В остальных вузах этой
работой занимаются профессиональные менеджеры
управлений (отделов) международных связей или
аналогичных подразделений, в некоторых из
которых созданы специальные отделы по работе с
иностранными учащимися.
Тенденция перехода к профессиональной
работе в области международного сотрудничества
особенно характерна для негосударственных
вузов. Из 14 НОУ только в одном есть должность
проректора по международным связям, в другом
имеется должность проректора по международным
программам, а в двух эта деятельность официально
возложена на проректоров по научной работе.
На самом низшем уровне управления -
уровне ответственных за определенное
направление работы (супервайзеров), отличие
качественного состава сотрудников российских и
зарубежных международных служб наиболее
заметно. В зарубежных вузах в качестве
супервайзеров работают либо специалисты в
области международного образовательного
сотрудничества, либо филологи, психологи,
экономисты и т.д., прошедшие переподготовку.
Обязательным для всех сотрудников является
знание одного или нескольких иностранных языков.
У нас, как показывает предварительный анализ
данных по Санкт-Петербургу, в международных
службах 32% от числа сотрудников с высшим
образованием имеют гуманитарное, 15% -
экономическое, остальные другое образование, в
основном, техническое, а 40% сотрудников являются
выпускниками того же учебного заведения, где они
и работают.
На основе анализа системы целей
интернационализации образования, анализа
зарубежных квалификационных характеристик,
учета опыта и специфики работы российских вузов
были составлены квалификационные требования к
работникам международных служб. Анализ этих
требований показал, что знания, умения и навыки,
которыми должны обладать разного уровня
менеджеры международных служб, имеют
междисциплинарный характер. В полном объеме эти
знания, умения и навыки не могут быть получены
путем освоения какой-либо программы, внесенной в
Государственный классификатор направлений и
специальностей подготовки. Таким образом,
подготовка специалистов в области
международного сотрудничества образовательных
учреждений должна быть выделена в особое
направление.
Анализ системы подготовки таких
специалистов в странах, имеющих развитое
многоплановое международное образовательное
сотрудничество и занимающих ведущие позиции в
экспорте образовательных услуг, позволил
разработать систему средств подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
работников международных служб. Система
учитывает специфические требования к их
профессиональной деятельности, вариативность
предыдущего образования, а также способна гибко
и динамично реагировать на изменяющуюся
ситуацию. В систему заложены, в частности,
принципы целостности и модульности построения,
позволяющие как подготовить специалистов из
числа выпускников школ, так и повысить
квалификацию действующих сотрудников
международных служб вплоть до получения ими
второго высшего образования по новой
специальности. Использованная кредитная система
учета трудоемкости позволяет оценивать и
учитывать, в том числе, участие сотрудника в
различного рода обучающих семинарах. Система
предполагает приближение мест обучения к местам
работы за счет использования потенциала и
возможностей сети признанных Минобразованием
России региональных межвузовских центров
международного сотрудничества и академической
мобильности.
Разработанная система реализуется в
рамках открытой в 1997 году в Институте
международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного
технического университета кафедры
"Управление международным образованием".
Часть трудностей в реализации системы в полном
объеме заключается в жестком регулировании
государством условий составления учебных
планов, в сложности процедуры открытия новых
направлений подготовки, в отсутствии
национальной кредитной системы учета
трудоемкости изученных дисциплин. Другая часть -
в отсутствии полноценных публикаций, а тем более
учебных пособий, по проблемам международного
сотрудничества в образовании. Доступность же к
многочисленным зарубежным изданиям ограничена
из-за слабого финансирования высшей школы со
стороны государства. С этих позиций очевидно, что
привлечение к разработке методических
материалов и преподаванию специальных дисциплин
наиболее подготовленных участников научных,
культурных и образовательных программ
сотрудничества с США является перспективным
направлением реализации разработанной системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации менеджеров международного
сотрудничества.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]