Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_09.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:54:50 2012 Кодировка: koi8-r |
Батченко А.Г., Пелихов Н.В.
г. Ростов-на-Дону
В настоящее время развитие в
вузе международного сотрудничества на высоко
профессиональном уровне обходится отдельному
вузу очень дорого. Ведь такое сотрудничество
включает и поддержание постоянных взаимосвязей
и контактов с зарубежными партнерами, и
регулярное отслеживание ситуации в
международном образовательном и научном
сообществе, и достаточно дорогостоящую
переподготовку кадров.
Решение данной проблемы может быть
найдено путем создания региональных
профессиональных межвузовских объединений,
которые значительно удешевят поддержание
международного сотрудничества на
высокопрофессиональном уровне в регионах. Такие
объединения могут играть роль профессиональных
консультантов и обеспечивать
высокопрофессиональную работу по разработке на
заказ межвузовских или вузовских международных
проектов и программ в области науки и
образования. При этом возникает возможность
регулярно взаимодействовать на региональном
уровне с международными организациями,
действительно заинтересованными в поддержке
региональных образовательных и научных
программ.
Учреждение Российского Совета
Академической Мобильности и его региональных и
территориальных отделений способствует
сохранению кадрового потенциала и создает
условия для последующего использования
высокопрофессиональных знаний в системе высшей
школы России. Кроме того, в этом случае
формируется система, при которой кадровые
решения будут приниматься специалистами именно
в области международного сотрудничества, а не
управленцами общего плана.
Одним из ключевых элементов кадровой
политики должна стать хорошо сбалансированная,
глубоко методически проработанная система
подготовки и переподготовки
кадров-международников всех уровней.
Одновременно, должны быть отработаны и формы
квалификационной оценки знаний специалистов,
занимающих те или иные должностные позиции в
организации и управлении вопросами
международного сотрудничества. Учебные
программы должны быть адаптированы к
региональным особенностям развития
международного сотрудничества.
С этой целью необходимо осуществить:
Необходимо официально признать, что работа в сфере организации и управления международным сотрудничеством является высокопрофессиональной, а, следовательно, требует:
Одной из составляющих знаний современного международника является владение навыками межкультурного общения, которые необходимы для успешного проведения любых переговоров на международном уровне и для адаптации к другой культурной среде. Профессионал-международник должен сознавать, что при любом общении с представителями других культур мы вольно или невольно обращаем внимание на проявляющиеся культурные различия или сходство. Излишний акцент на одном из этих компонентов может привести к недоразумению и недопониманию, что в свою очередь отрицательно скажется на выполнении поставленных задач. Существует огромное количество источников межкультурного непонимания, знать которые особенно полезно людям, пребывающим в чужой культурной среде. Поскольку одну из основных частей международного сотрудничества составляют обменные программы и зарубежные командировки, работникам международных служб важно подготовить участников таких обменов к быстрой адаптации к другой среде, то есть разработать и провести соответствующий ориентационный тренинг. Лидерами в области ориентационных программ являются американцы, которые разработали огромное количество различных методик и программ буквально на все случаи жизни. Проходя практику в Филадельфийском Центре по приему иностранцев один из авторов статьи имел возможность провести ориентационный тренинг для российских стажеров по одной из таких методик. Анализ ориентационной программы привел автора к следующим выводам:
Нам необходимо создавать свои программы и методики, используя американский богатейший опыт и национальные особенности. При разработке подобных программ целесообразно руководствоваться следующими посылками:
Разрабатываемые программы ориентационных семинаров могли бы включать следующие разделы:
Однако, описанный частный пример необходимых профессиональных знаний настолько многогранен, что без целевой подготовки кадров-международников имеет предельно ограниченные возможности своей полноценной реализации. Общий же комплекс необходимых профессиональных знаний настолько широк, что, безусловно, требует построения целостной системы подготовки и переподготовки специалистов-международников, призванных всемерно содействовать интернационализации университетов, улучшению образовательного процесса и развитию международного сотрудничества.
Список литературы.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]