Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_07.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:54:16 2012 Кодировка: koi8-r |
Кичев С.С.
г. Сыктывкар
Экономика - базис любого
социума и его социальных институтов - элементов
гражданского общества. Такой социальный
институт, как образование, формирует
общественно-активного индивидума, чьи
характеристики должны соответствовать и даже
опережать необходимые потребности гражданского
общества и экономических процессов. Именно
поэтому, в большинстве стран мира в последние
десятилетия наблюдается рост числа студентов.
Современное мировое общество уже осознало, что
развитость его демократических и
социально-экономических основ в определяющей
мере зависит от уровня образованности граждан.
По данным доклада Статистического управления ЕС,
за 20 лет в вузах 15 стран ЕС число студентов
удвоилось. В современном мире образовательный
уровень и менталитет населения определяют (в
долгосрочной перспективе) место той или иной
страны в мировом сообществе. Например,
экономические успехи Японии частично
объясняются тем, что еще в XIX веке эта страна
достигла всеобщей грамотности. Как показывают
исследования, в настоящее время в США и Европе
именно образовательный уровень человека (а также
желание постоянно повышать квалификацию), а не
социальное происхождение определяют его место в
обществе. Подобная тенденция начинает
проявляться и в России.
Вместе с тем, существующая система
российского высшего образования не позволяет
предоставлять образовательные услуги всем
желающим. В силу низких доходов большинства
российских граждан, сейчас далеко не каждый
выпускник школы может поехать учиться в
столичный вуз. Кроме этого, более 50% молодых
граждан, желающих получить высшее образование,
лишены такой возможности, так как конкурс на
поступление в вузы в среднем по РФ составляет два
человека на одно место. Особенно неблагополучно
положение в небольших городах и региональных
центрах, население которых не имеет возможности
на равных конкурировать с жителями крупных
образовательных центров.
Следовательно, для включения всего
населения России в отношения гражданского
общества необходимо реализовать весь имеющийся
в нашей стране значительный интеллектуальный
потенциал посредством образовательной сферы. Не
использовать его - будет непоправимой ошибкой с
далеко идущими последствиями. Уже сегодня в
мировом образовательном пространстве мы должны
ощущать себя равноправными партнерами с
иностранными учебными учреждениями самого
высокого технологического уровня. При
достижении этой цели перед российским обществом
есть два выбора: продолжать использовать
существующую унифицированную и тоталитарную
систему образования или первыми в мире построить
современную высокоэффективную и доступную
каждому жителю нашей страны систему образования.
Второй выбор предпочтителен, так как
высоко мобильная система образования с широким
использованием современных коммуникационных
технологий охватит всех граждан страны, без
каких-либо дискриминационных и пространственных
ограничений. Обеспечит непрерывный процесс
обучения и воспитания и создаст условия для
импорта и экспорта образования.
Для становления такой
высокотехнологичной системы образования
существуют объективные предпосылки:
Чтобы реализовать перечисленные предпосылки, в Современном гуманитарном университете (СГУ) предложена оригинальная обучающая технология, позволяющая, добиться так необходимой нашей стране продуктивности, качества и демократизма отечественной школы. Базисом этого процесса является новая технология, позволяющая изменить организационные основы образовательной сферы и включающая следующие компоненты:
Описанные компоненты образовательной технологии предоставляют людям любого возраста возможность получать непрерывное и высококачественное образование по месту своего проживания и будущей профессиональной деятельности, в том числе и на периферии. Специалисты СГУ прогнозируют следующие преимущества описанной дистанционной образовательной технологии для РФ:
Дистанционно
виртуально-тренинговое образование в России
может стать мощным и продуктивным средством
решения многих актуальных проблем нашего
сообщества. За такой технологией, как показывает
опыт развитых стран - будущее.
Для совершенствования и
распространения высоких дистанционных
технологий необходимо решение двух основных
проблем. Главная, находится в области права,
другая - в сфере финансирования работ по
разработке и внедрении инновационных
технологий. В целях их успешного решения
объективно необходима реализация следующих
первоочередных мер и направлений:
Потребность в формировании человека следующего тысячелетия - это серьезный вызов мировой системе образования. Насколько ясно и адекватно мы сможем определить и реализовать новую технологию обучения и его дистанционных форм, улучшающих качество и увеличивающих массовость образования, настолько продуктивно отечественная школа образования выполнит этот исторический заказ создаваемого в нашей стране нового гражданского общества.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]