Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_05.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:38 2004 Дата индексирования: Mon Oct 1 21:53:38 2012 Кодировка: koi8-r |
Рашит Латыпов
г. Бирск
Российская программа
лидерства "Открытый мир" (РПЛ) была
утверждена Конгрессом США в мае 1999 г. с целью
предоставления политикам и лидерам разных
уровней из России возможности посетить Америку с
кратковременными визитами для "укрепления
взаимосвязей через ознакомление с деятельностью
демократических институтов и политической
системы США; предоставление российским
руководителям возможности увидеть собственными
глазами, как осуществляется взаимодействие
между руководителями, работающими на выборных
должностях, учредительными группами, средствами
массовой информации, предпринимателями,
некоммерческими и неправительственными
организациями в США; создание основ для
продолжительного диалога и изучения
возможностей будущего международного
сотрудничества в области культуры и
коммерческой деятельности между российскими и
американскими гражданами, представляющими
различные регионы и группы населения,
объединенные общими интересами".
Программа "Открытый мир" была
задумана и создана по модели плана Маршалла,
когда после в период 1946-1952 гг. более 10000 новых
политических и общественных лидеров Германии
прибыло за счет американского правительства в
США для знакомства с работой американской
демократической системы и рыночной экономики.
В рамках РПЛ в 1999 г. в период с 28 июля по
30 сентября в течение 10 дней США посетило 2150
российских лидеров федерального, регионального
и местного уровней. Они представляли из себя 41
этническую группу из 83 российских 89 автономных
областей от Калининграда до Камчатки. Гости
посетили 538 американских городов в 45 штатах и
Округ Колумбия. Кроме непосредственных
участников в РЛП участвовало более 500
переводчиков, которые осуществляли перевод для
подавляющего большинства гостей, не знавших
английского языка. 10 сенаторов США принимали
членов Совета Федерации, верхней избирательной
палаты России; 32 члена палаты представителей
принимали депутатов из нижней палаты -
Государственной Думы. Почти все участники
проживали в американских семьях (более 800
принимающих семей), они проводили время со своими
коллегами по профессии, наблюдая за ними в деле.
Средний возраст участников составил 37
лет (до 25 лет - 6 %; 25-29 лет - 14 %; 30-34 лет - 15 %; 35-39 лет - 20
%; 40-44 лет - 23 %; 45-49 лет - 17 %; 50 и свыше - 5 %).
Приблизительно 90 % имело университетское
образование или другой уровень высшего
образования (среднее ПТУ - 0 %, среднее - 0 %, среднее
специальное - 2 %, незаконченное высшее - 4 %, высшее
- 80 %, научная степень - 10 %, не известно - 4 %). 68 % из
них были мужчины, 32 % - женщины. Семейный статус -
состоящие в первом браке - 62 %, никогда не
состоявшие в браке - 17 %, вторичный брак - 11 %,
разведенных - 8 %, вдовцы - 1 %. Количество детей - ни
одного - 25 %, 1 - 33 %, 2 - 36 %, 3 - 6 %, 4 и более - 1 %.
Данные о том, где было проведено
детство: республиканской или областной столице -
42 %; в городах с населением более 200000 чел. - 12 %; в
городах с населением от 50 и до 200000 чел. - 13 %; в
городах с населением менее 50 тыс. чел. - 9 %; в
поселках городского типа - 6 %; в сельской
местности - 18 %.
Этнические данные: 79 % - русские, 3 % -
татары, по 2 % - украинцы, буряты и башкиры, по 1 % -
удмурты, чуваши, евреи, осетины, белорусы.
Остальные 7 % - другие национальности.
Регионально картина участников РПЛ
представлена следующим образом: 10 % - москвичи, 5 % -
Башкортостан, по 4 % - Самара и Нижний Новгород, по 3
% - Новгород, Удмуртия, Тула, Санкт-Петербург и
Ярославль. Остальные 62 % - другие 74 региона.
Социально-профессиональный состав
выглядит следующим образом (всего данных мы
имеем на 1377 чел. = 100 %): депутаты всех уровней - 139
(Госдума - 41, региональных парламентов - 61,
городских дум - 37) или 10, 1 % из всего числа.
Правительственные служащие - 528 чел. (12 -
федеральный уровень, 279 - подчиненные
федеральному уровню, 236 - муниципальный уровень, и
1 - не определен) или 38.4 %. Промышленная сфера - 15
чел. (государственные предприятия - 7, частные
фирмы - 1, неназванные предприятия - 7) или 1.1 %.
Наука, культура, образование и медицина - 140 чел.
(наука - 19, культура - 11, образование - 78,
здравоохранение - 32) или 10.2 %. Непромышленные
сферы - 95 чел. (социальные центры, организации - 30,
суды - 42, банки - 14, другие - 9) или 7 %. Общественные
организации - 167 чел. (политические партии - 24,
общественные движения - 53, благотворительные и
общественные организации - 45, молодежные
движения и организации - 40, не определены - 5) или
12.1 %. СМИ - 117 чел. (газеты и журналы - 51, телевидение
и радио - 34, информационные центры - 26, не
определены - 6) или 8.5 %. Бизнес - 81 чел. (фирмы,
коммерческие организации, центры) или 5.9 %.
Эксперты - 95 чел. (федеральный уровень - 24,
подчинены федеральному уровню - 24, муниципальный
уровень - 6, не определены - 41) или 6.8 %.
Подавляющее большинство россиян не
было в США, и только некоторые из них говорили
по-английски.
Среди участников РПЛ были проведены
различные анкетирования. Например, на вопрос о
том, кому вы полностью или отчасти доверяете
больше всего, места распределились следующим
образом: районная или городская администрация - 66
% респондентов, региональная администрация - 63 %,
российская армия - 60 %, русская православная
церковь - 58 %, российские федеральные службы
безопасности - 57 %, МВД - 44 %, российское
правительство в целом - 44 %, российская судебная
система - 43 %, Госдума - 32 %, администрация
президента России - 25 %. На вопрос о том, следует ли
России применить опыт Запада или она должна
найти свой собственный путь развития, приоритеты
распределились следующим образом. Депутаты - 9
чел. за быстрое применение западного опыта; 62 - за
то, чтобы страна заимствовала лишь то, что только
ей соответствует; 1 - Россия должна найти свой
собственный путь. Соответственно показатели по
другим профессиональным группам:
правительственные служащие - 24, 304, 13;
промышленность - нет данных, 12, нет данных; не
промышленная сфера - 7, 52, 1; наука, культура,
образование, здравоохранение - 8, 88, 2;
общественные органы - 23, 88, 1; СМИ - 13, 74, нет
сведений; бизнес - 3, 47, 1; эксперты - 11, 53, 2. Итого
вместе по всем категориям: 98, 780, 21.
Таковы некоторые статистические и
социологические данные о тех, кто принимал
участие в ПРЛ в 1999 г. Весной 2000 г. ПРЛ была
объявлена снова и еще новые 3000 лидеров поехали
или поедут в США вплоть до осени.
Как следует оценивать первые итоги ПРЛ
и в целом саму программу?
Беспрецедентный выезд российских
граждан в США в рамках РПЛ "Открытый мир",
как отмечается в заключительном докладе,
составленном Библиотекой Конгресса,
"превзошла все ожидания". И дело не только в
количественных показателях и масштабах
программы, хотя и это весьма важно. Программа
получила широкое освещение в СМИ. Общее
количество газетных статей, опубликованных в
обеих странах составило 500. CNN показал по
телевидению специальную программу об
"Открытом мире". Анкеты, заполненные после
программы, показали высокий уровень энтузиазма в
отношении программы со стороны как российских
участников, так и их американских хозяев - 90 % или
более. Почти все российские участники (97 %)
считают, что программа окажет полезное
долгосрочное воздействие на
американо-российские отношения. 90 % или более
остались довольны при- нимающими семьями,
встречами в составе групп, своим распределением
и социальными контактами. Важнейший итог
программы прекрасно охарактеризовал один из ее
инициаторов - сенатор Тед Стивенс, который 18
ноября 1999 г. в зале заседания Сената заявил:
"Помимо сильных связей дружбы,
которые установились между гостями и хозяевами,
ясно, что программа "Открытый мир"
основательно изменила представления российских
гостей об Америке. Они являются самой большой
отдельной группой, которая когда-либо совершала
поездку из России в США. Они вернулись в Россию с
ясными идеями и твердым обязательством к
положительным изменениям.
Эдгар Хэтчер, принимавший гостей от
имени Международного клуба Ротари в Бристоле,
штат Вирджиния:
"Россияне приехали и уехали, но
некоторые из нас уже не будут прежними. Я твердо
верю, что мы решительно изменили их
представления об Америке и ее демократических
принципах. Воздействие, которые произвел на нас
их визит, вызывает у нас чувство благодарности за
эту возможность".
Важнейшее значение таких программ как
"Открытый мир" заключается, как показывает
история как с послевоенной Германией и Японией
(между прочим тысячи японских студентов училось
в США после войны и одни из них был Ясухирэ
Накасоне, будущий премьер-министр Японии), так и
современной Россией, в том, что они совершают
революционный переворот в сознании граждан тех
стран, которым предстояло или предстоит учиться
строить демократическое общество, преодолевая
стереотипы и догмы о внешнем мире. Это помогает
преодолевать "образ врага" и получать
реальное представление как о других, так и о себе
.
Приношу особую благодарность Dr. Susan
Lehman, менеджера по исследованиям
исследовательских институтов АСПРЯЛ-АКСЕЛС, за
предоставленные мне статистические данные.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]