Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_05.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:38 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:53:38 2012
Кодировка: koi8-r
Российская программа лидерства "Открытый Мир" 1999: профиль ее участников

Рашит Латыпов
г. Бирск

Российская программа лидерства "Открытый Мир" 1999: профиль ее участников

    Российская программа лидерства "Открытый мир" (РПЛ) была утверждена Конгрессом США в мае 1999 г. с целью предоставления политикам и лидерам разных уровней из России возможности посетить Америку с кратковременными визитами для "укрепления взаимосвязей через ознакомление с деятельностью демократических институтов и политической системы США; предоставление российским руководителям возможности увидеть собственными глазами, как осуществляется взаимодействие между руководителями, работающими на выборных должностях, учредительными группами, средствами массовой информации, предпринимателями, некоммерческими и неправительственными организациями в США; создание основ для продолжительного диалога и изучения возможностей будущего международного сотрудничества в области культуры и коммерческой деятельности между российскими и американскими гражданами, представляющими различные регионы и группы населения, объединенные общими интересами".
    Программа "Открытый мир" была задумана и создана по модели плана Маршалла, когда после в период 1946-1952 гг. более 10000 новых политических и общественных лидеров Германии прибыло за счет американского правительства в США для знакомства с работой американской демократической системы и рыночной экономики.
    В рамках РПЛ в 1999 г. в период с 28 июля по 30 сентября в течение 10 дней США посетило 2150 российских лидеров федерального, регионального и местного уровней. Они представляли из себя 41 этническую группу из 83 российских 89 автономных областей от Калининграда до Камчатки. Гости посетили 538 американских городов в 45 штатах и Округ Колумбия. Кроме непосредственных участников в РЛП участвовало более 500 переводчиков, которые осуществляли перевод для подавляющего большинства гостей, не знавших английского языка. 10 сенаторов США принимали членов Совета Федерации, верхней избирательной палаты России; 32 члена палаты представителей принимали депутатов из нижней палаты - Государственной Думы. Почти все участники проживали в американских семьях (более 800 принимающих семей), они проводили время со своими коллегами по профессии, наблюдая за ними в деле.
    Средний возраст участников составил 37 лет (до 25 лет - 6 %; 25-29 лет - 14 %; 30-34 лет - 15 %; 35-39 лет - 20 %; 40-44 лет - 23 %; 45-49 лет - 17 %; 50 и свыше - 5 %). Приблизительно 90 % имело университетское образование или другой уровень высшего образования (среднее ПТУ - 0 %, среднее - 0 %, среднее специальное - 2 %, незаконченное высшее - 4 %, высшее - 80 %, научная степень - 10 %, не известно - 4 %). 68 % из них были мужчины, 32 % - женщины. Семейный статус - состоящие в первом браке - 62 %, никогда не состоявшие в браке - 17 %, вторичный брак - 11 %, разведенных - 8 %, вдовцы - 1 %. Количество детей - ни одного - 25 %, 1 - 33 %, 2 - 36 %, 3 - 6 %, 4 и более - 1 %.
    Данные о том, где было проведено детство: республиканской или областной столице - 42 %; в городах с населением более 200000 чел. - 12 %; в городах с населением от 50 и до 200000 чел. - 13 %; в городах с населением менее 50 тыс. чел. - 9 %; в поселках городского типа - 6 %; в сельской местности - 18 %.
    Этнические данные: 79 % - русские, 3 % - татары, по 2 % - украинцы, буряты и башкиры, по 1 % - удмурты, чуваши, евреи, осетины, белорусы. Остальные 7 % - другие национальности.
    Регионально картина участников РПЛ представлена следующим образом: 10 % - москвичи, 5 % - Башкортостан, по 4 % - Самара и Нижний Новгород, по 3 % - Новгород, Удмуртия, Тула, Санкт-Петербург и Ярославль. Остальные 62 % - другие 74 региона.
    Социально-профессиональный состав выглядит следующим образом (всего данных мы имеем на 1377 чел. = 100 %): депутаты всех уровней - 139 (Госдума - 41, региональных парламентов - 61, городских дум - 37) или 10, 1 % из всего числа. Правительственные служащие - 528 чел. (12 - федеральный уровень, 279 - подчиненные федеральному уровню, 236 - муниципальный уровень, и 1 - не определен) или 38.4 %. Промышленная сфера - 15 чел. (государственные предприятия - 7, частные фирмы - 1, неназванные предприятия - 7) или 1.1 %. Наука, культура, образование и медицина - 140 чел. (наука - 19, культура - 11, образование - 78, здравоохранение - 32) или 10.2 %. Непромышленные сферы - 95 чел. (социальные центры, организации - 30, суды - 42, банки - 14, другие - 9) или 7 %. Общественные организации - 167 чел. (политические партии - 24, общественные движения - 53, благотворительные и общественные организации - 45, молодежные движения и организации - 40, не определены - 5) или 12.1 %. СМИ - 117 чел. (газеты и журналы - 51, телевидение и радио - 34, информационные центры - 26, не определены - 6) или 8.5 %. Бизнес - 81 чел. (фирмы, коммерческие организации, центры) или 5.9 %. Эксперты - 95 чел. (федеральный уровень - 24, подчинены федеральному уровню - 24, муниципальный уровень - 6, не определены - 41) или 6.8 %.
    Подавляющее большинство россиян не было в США, и только некоторые из них говорили по-английски.
    Среди участников РПЛ были проведены различные анкетирования. Например, на вопрос о том, кому вы полностью или отчасти доверяете больше всего, места распределились следующим образом: районная или городская администрация - 66 % респондентов, региональная администрация - 63 %, российская армия - 60 %, русская православная церковь - 58 %, российские федеральные службы безопасности - 57 %, МВД - 44 %, российское правительство в целом - 44 %, российская судебная система - 43 %, Госдума - 32 %, администрация президента России - 25 %. На вопрос о том, следует ли России применить опыт Запада или она должна найти свой собственный путь развития, приоритеты распределились следующим образом. Депутаты - 9 чел. за быстрое применение западного опыта; 62 - за то, чтобы страна заимствовала лишь то, что только ей соответствует; 1 - Россия должна найти свой собственный путь. Соответственно показатели по другим профессиональным группам: правительственные служащие - 24, 304, 13; промышленность - нет данных, 12, нет данных; не промышленная сфера - 7, 52, 1; наука, культура, образование, здравоохранение - 8, 88, 2; общественные органы - 23, 88, 1; СМИ - 13, 74, нет сведений; бизнес - 3, 47, 1; эксперты - 11, 53, 2. Итого вместе по всем категориям: 98, 780, 21.
    Таковы некоторые статистические и социологические данные о тех, кто принимал участие в ПРЛ в 1999 г. Весной 2000 г. ПРЛ была объявлена снова и еще новые 3000 лидеров поехали или поедут в США вплоть до осени.
    Как следует оценивать первые итоги ПРЛ и в целом саму программу?
    Беспрецедентный выезд российских граждан в США в рамках РПЛ "Открытый мир", как отмечается в заключительном докладе, составленном Библиотекой Конгресса, "превзошла все ожидания". И дело не только в количественных показателях и масштабах программы, хотя и это весьма важно. Программа получила широкое освещение в СМИ. Общее количество газетных статей, опубликованных в обеих странах составило 500. CNN показал по телевидению специальную программу об "Открытом мире". Анкеты, заполненные после программы, показали высокий уровень энтузиазма в отношении программы со стороны как российских участников, так и их американских хозяев - 90 % или более. Почти все российские участники (97 %) считают, что программа окажет полезное долгосрочное воздействие на американо-российские отношения. 90 % или более остались довольны при- нимающими семьями, встречами в составе групп, своим распределением и социальными контактами. Важнейший итог программы прекрасно охарактеризовал один из ее инициаторов - сенатор Тед Стивенс, который 18 ноября 1999 г. в зале заседания Сената заявил:
    "Помимо сильных связей дружбы, которые установились между гостями и хозяевами, ясно, что программа "Открытый мир" основательно изменила представления российских гостей об Америке. Они являются самой большой отдельной группой, которая когда-либо совершала поездку из России в США. Они вернулись в Россию с ясными идеями и твердым обязательством к положительным изменениям.
    Эдгар Хэтчер, принимавший гостей от имени Международного клуба Ротари в Бристоле, штат Вирджиния:
    "Россияне приехали и уехали, но некоторые из нас уже не будут прежними. Я твердо верю, что мы решительно изменили их представления об Америке и ее демократических принципах. Воздействие, которые произвел на нас их визит, вызывает у нас чувство благодарности за эту возможность".
    Важнейшее значение таких программ как "Открытый мир" заключается, как показывает история как с послевоенной Германией и Японией (между прочим тысячи японских студентов училось в США после войны и одни из них был Ясухирэ Накасоне, будущий премьер-министр Японии), так и современной Россией, в том, что они совершают революционный переворот в сознании граждан тех стран, которым предстояло или предстоит учиться строить демократическое общество, преодолевая стереотипы и догмы о внешнем мире. Это помогает преодолевать "образ врага" и получать реальное представление как о других, так и о себе .
    Приношу особую благодарность Dr. Susan Lehman, менеджера по исследованиям исследовательских институтов АСПРЯЛ-АКСЕЛС, за предоставленные мне статистические данные.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]